30 декабря на широкие экраны вышел фильм "Чемпион мира". Это картина о самом известном и самом драматичном поединке в истории шахмат – матче за звание чемпиона мира между действующим обладателем титула Анатолием Карповым и претендентом на это звание – гроссмейстером Виктором Корчным, эмигрировавшим из СССР за несколько лет до этого.
Во времена описываемых в картине событий шахматы были невероятно популярны. Наблюдать за поединками гроссмейстеров любили точно так же, как за игрой футболистов. И каждый школьник с удовольствием бежал записываться в секцию шахмат и в самых смелых мечтах представлял себя за одним столом с кем-то из легенд. Кстати, во время поединка Карпова и Корчного был прерван футбольный матч, чтобы зрители смогли узнать итоги партии.
Со временем страсть к шахматам поутихла. Но, без сомнения, фильм "Чемпион мира" вернет им былую популярность. Например, актеры, сыгравшие в ленте, уже прониклись духом и философией этого "тихого" спорта. Что, впрочем, неудивительно – их "заразил" режиссер Алексей Сидоров, а на съемочной площадке с точностью была воссоздана атмосфера решающего поединка. Вот еще несколько любопытных фактов о новом фильме.
1. От идеи до реализации – 30 лет
Три десятка лет эта история не давала Сидорову покоя. За легендарной игрой он наблюдал по телевизору, будучи 10-летним мальчишкой. А из заметок в газетах и разговоров взрослых понимал, что происходит нечто особенное.
"Это была уникальная атмосфера, когда шахматные сводки с Филиппин разносились по всему Советскому Союзу. Конечно, по политическим причинам о матче говорили вполголоса, но я знал, что происходит что-то важное, и еще, помню, фамилия Корчной казалась мне злой по звучанию. Я сам немного играл в шахматы с папой, и этот матч, конечно, стимулировал интерес. Спустя 20 лет я вернулся к этой идее, это было сразу после "Бригады", в начале 2000-х. Мне тогда казалось правильным выйти на какой-то новый режиссерский уровень", – рассказал режиссер.
Работая над сценарием, Алексей Сидоров изучал шахматную литературу, в частности, автобиографические книги двух чемпионов, а также знакомился с документальной хроникой. Его настольными книгами стали "В далеком Багио", которую написал Карпов в 1981 году, " и Антишахматы: Записки злодея. Возвращение невозвращенца" авторства Корчного.
2. Личные наставники
Анатолий Карпов лично встречался с создателями фильма и читал сценарий. Отдельно Анатолий Евгеньевич беседовал с Иваном Янковским, который и воплотил его образ на экране. Их встреча продлилась около полутора часов.
"О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем. Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности – очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким "спецагентом", не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же, по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия", – поделился Янковский.
Общением с Карповым Янковский не ограничился. Он сам нашел себе еще одного наставника – российского гроссмейстера Даниила Дубова. Иван увидел Даниила на обложке шахматного журнала, после чего написал ему в соцсетях с просьбой о встрече. Шахматист помог актеру с проработкой образа.
3. Здесь все настоящее
У создателей фильма не было цели показать события поверхностно, делая упор лишь на личность героев, их семейные истории. Нет! В "Чемпионе мира" все реалистично до мелочей. Один из консультантов картины – куратор Музея шахмат, кандидат в мастера спорта и кандидат исторических наук Дмитрий Олейников – следил за всеми важными шахматными деталями: правильное положение шахматной доски, историческое соответствие последовательности ходов и показаний часов, расположение демонстрационных досок, работа демонстраторов и многое другое.
Музей шахмат и библиотека Центрального дома шахматиста имени Ботвинника помогли с архивом и реквизитом – с книгами, журналами и афишами той эпохи, шахматными комплектами и часами. Художники картины подробно восстанавливали интерьеры, в которых проходили турниры. По сохранившейся хронике и фотографиям в павильоне был выстроен зал в Багио (шахматный стол, кресла игроков и даже часы были такие же, какие использовались в матче). А финальный матч Карпов – Корчной 1974 года снимали в Колонном зале Дома Союзов, где он и проходил. В массовке даже участвовал фотограф, который снимал тот матч 47 лет назад!
"Создатели фильма прекрасно понимали, что сценарий – художественный, что это не попытка поминутно реконструировать матч и биографии его участников. Воздействие на зрителей будет идти через эмоции, поэтому нельзя было не отклониться от реалий шахматной жизни и личной жизни героев. Конечно же, приходилось придумывать, изменять, сокращать или усиливать какие-то фактические вещи, добавляя художественные трактовки и повороты. В этом – вечный спор о возможности художественного осмысления истории", – отмечает главный консультант Дмитрий Олейников.
4. Профессиональная подготовка актеров
Все актеры фильма, исполняющие роли шахматистов, прошли серьезную шахматную подготовку: читали специализированную литературу, беседовали и разбирали партии с тренерами-консультантами. Иван Янковский также занимался в шахматном клубе и много практиковался, играя в шахматы онлайн. Первую партию матча в Багио из 18 ходов Иван Янковский и Константин Хабенский разобрали, запомнили и сыграли на площадке целиком.
"Сам я благодаря съемкам приобрел агрессивность и наглость с точки зрения игры. Сказать, что я очень сильно продвинулся в комбинациях и знаниях, не могу. Чтобы погрузиться в шахматы, надо жизнь положить, а не как я – на уровне старшей группы детского сада", – рассказал исполнитель роли Корчного Константин Хабенский.
5. "Спецэффекты" без графики
Съемки проекта стартовали в июле 2020 года, прерывались из-за пандемии и завершились весной 2021 года. Они проходили в Москве, Сочи, Сербии и Черногории. Это позволило включить в фильм много незапланированных, но эффектных моментов. Например, захватывающая дух сцена шторма у советской резиденции в Багио была снята спонтанно: съемки непогоды планировались позже, но, когда за несколько дней до этого стихия разбушевалась по-настоящему, Алексей Сидоров принял решение немедленно снимать в реальных условиях. Результатом стали эффектные кадры без компьютерной графики.