Он сыграл разуверившегося в революционных идеях и убитого их адептами Ивана Шатова в "Бесах", опаленного революцией, мятежного и мятущегося донского казака Григория Мелехова в "Тихом Доне" и репрессированного за неосторожное слово наркому, отсидевшего восемь лет физика Михаила Рубина в "Бомбе". Захар Прилепин, автор романа "Обитель", экранизация которого с 30 апреля доступна на "Смотрим", этим актером "очарован" и называет его в числе лучших в российском кинематографе. В сериале у Евгения Ткачука главная роль – Артема Горяинова, отбывающего срок в Соловецком лагере. В эксклюзивном интервью он рассказал о своем герое и проекте в целом.
- Как вы попали в "Обитель"?
- Сначала был фильм "В Кейптаунском порту", на котором режиссер Александр Велединский сказал, что есть такой роман Прилепина. И с прищуром мне велел его читать. Поэтому я понимал, я знал, зачем я читаю этот роман. И дальше уже вся история завязалась. Я прочитал, начали работать.
- Правда, что именно Велединский подал Прилепину идею написать про Соловецкий лагерь?
- Он давно хотел снять историю про Соловки, и, на самом деле, то, как писался роман Прилепиным, – это с подачи Александра Велединского. Они вместе ездили на Соловки, вместе начинали думать, о чем это может быть. Вообще-то, Александр Алексеевич просил написать всего лишь маленький рассказ, который мог бы стать "полным метром". В итоге все это выросло в эпопею: Захар сказал, что не получается у него все это написать в маленький рассказ, потому что история глобальная – история нашей жизни, нашего народа, – которая не может уложиться в рамки рассказа. Поэтому и "полный метр" вылился в многосерийное кино.
- Читать роман с прицелом на будущую роль было интересно?
- Честно сказать, для меня он был очень сложен. Вообще вся эта история непростая, и написан он не как приключенческий все-таки. Такая история у меня и с "Тихим Доном", когда я читал и понимал: Господи, сколько же русский человек мучается, сколько он перенес – революция, которая истребила большое количество народа, потом концлагеря, которые истребили тоже немалое количество народа, война, и так далее и тому подобное. Но это действительно наша история, наша жизнь, наши предки, наша карма, что ли.
- Но вашего героя называют везучим, фартовым. Это так?
- Конечно! Но это строится и на характере Артема, потому что у него большая жажда жизни. Он, при всем том, что это практически невозможно, хочет все-таки жить и остаться живым человеком. И это заставляет его принимать какие-то решения, которые вдруг поворачиваются в его пользу, и его судьба в этом лагере оказывается к нему благосклонна. Стремление жить делает большие вещи вообще во всех сферах: и на войне, и в таких лагерях, мне кажется. Вообще, это очень важное качество человека. Если этого нет, зачастую даже в какой-то безвредной ситуации человек превращается в живой труп.
- У некоторых героев "Обители" есть исторические прототипы. Играть вымышленного персонажа легче?
- С одной стороны, конечно, легче, потому что у тебя нет такой ответственности перед реальным человеком, пусть уже и погибшим или умершим. Но, с другой стороны, сложнее, потому что тебе все равно приходится фантазировать самому. Но у меня была очень большая помощь в лице Александра Велединского, который очень тонко чувствует эту тему.
- Галина – реальный персонаж. А любовь у них с Артемом настоящая?
- Тут дело даже не в том, что там есть реальный персонаж или нереальный. Та история любви, которая внутри этого всего есть, она неромантическая, она как будто бы выдуманная ими обоими для того, чтобы забыть о чем-то страшном. Но на самом деле забыть не получается, и, в общем-то, все это приходит к тому, что они ненавидят друг друга за то, что они позволили это сделать друг с другом. Страшно, очень страшно!
- Почему все же нужно смотреть этот фильм?
- Надо понимать, что это было. И как-то подспудно в своей жизни стремиться к тому, чтобы никогда этого не повторилось. Ведь, как мне кажется, все это – стремление к такой жизни – началось и двинулось в первую очередь из-за отказа от Бога. Это то, о чем фильм наш, – о человеке, который отказался от Бога. И вот через весь фильм мы как раз искали именно способы выхода на разговор Артема с Богом – с Тем, в Кого он уже не верит, но без Которого он уже не может. И, как мне кажется, то, что как раз получилось в фильме, – это то, что через отказ он все-таки возвращается и понимает, что без Него – невозможно.
- Но с Богом он в итоге так и не поговорил?
- Мы делаем так, что мы разговариваем. Я думаю, что без Него будет невозможна ни одна история, если не давать надежды. Понятно, что мы все умрем, но в искусстве не должно быть такого категорического "черного квадрата". Даже на картине Малевича есть прожилки, в которых видна цветовая гамма и палитра вообще.
В эфире телеканала "Россия 1" сериал стартует 10 мая.