Тема:

Сериал "Обитель" 8 месяцев назад

Евгений Ткачук: "Ни одна история невозможна, если не давать надежды"

Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Кадр из сериала "Обитель"
Историю, рассказанную в романе "Обитель", исполнитель главной роли в экранизации называет страшной. Но преодолевать безысходность его герою помогает стремление остаться живым человеком. Персонажи Евгения Ткачука не первый раз сталкиваются с безбожностью и бездушием истовых революционеров, и каждый раз актер поражается, сколько горя пришлось вынести от них народу...

Он сыграл разуверившегося в революционных идеях и убитого их адептами Ивана Шатова в "Бесах", опаленного революцией, мятежного и мятущегося донского казака Григория Мелехова в "Тихом Доне" и репрессированного за неосторожное слово наркому, отсидевшего восемь лет физика Михаила Рубина в "Бомбе". Захар Прилепин, автор романа "Обитель", экранизация которого с 30 апреля доступна на "Смотрим", этим актером "очарован" и называет его в числе лучших в российском кинематографе. В сериале у Евгения Ткачука главная роль – Артема Горяинова, отбывающего срок в Соловецком лагере. В эксклюзивном интервью он рассказал о своем герое и проекте в целом.

- Как вы попали в "Обитель"?

- Сначала был фильм "В Кейптаунском порту", на котором режиссер Александр Велединский сказал, что есть такой роман Прилепина. И с прищуром мне велел его читать. Поэтому я понимал, я знал, зачем я читаю этот роман. И дальше уже вся история завязалась. Я прочитал, начали работать.

- Правда, что именно Велединский подал Прилепину идею написать про Соловецкий лагерь?

- Он давно хотел снять историю про Соловки, и, на самом деле, то, как писался роман Прилепиным, – это с подачи Александра Велединского. Они вместе ездили на Соловки, вместе начинали думать, о чем это может быть. Вообще-то, Александр Алексеевич просил написать всего лишь маленький рассказ, который мог бы стать "полным метром". В итоге все это выросло в эпопею: Захар сказал, что не получается у него все это написать в маленький рассказ, потому что история глобальная – история нашей жизни, нашего народа, – которая не может уложиться в рамки рассказа. Поэтому и "полный метр" вылился в многосерийное кино.

- Читать роман с прицелом на будущую роль было интересно?

- Честно сказать, для меня он был очень сложен. Вообще вся эта история непростая, и написан он не как приключенческий все-таки. Такая история у меня и с "Тихим Доном", когда я читал и понимал: Господи, сколько же русский человек мучается, сколько он перенес – революция, которая истребила большое количество народа, потом концлагеря, которые истребили тоже немалое количество народа, война, и так далее и тому подобное. Но это действительно наша история, наша жизнь, наши предки, наша карма, что ли.

- Но вашего героя называют везучим, фартовым. Это так?

- Конечно! Но это строится и на характере Артема, потому что у него большая жажда жизни. Он, при всем том, что это практически невозможно, хочет все-таки жить и остаться живым человеком. И это заставляет его принимать какие-то решения, которые вдруг поворачиваются в его пользу, и его судьба в этом лагере оказывается к нему благосклонна. Стремление жить делает большие вещи вообще во всех сферах: и на войне, и в таких лагерях, мне кажется. Вообще, это очень важное качество человека. Если этого нет, зачастую даже в какой-то безвредной ситуации человек превращается в живой труп.

- У некоторых героев "Обители" есть исторические прототипы. Играть вымышленного персонажа легче?

- С одной стороны, конечно, легче, потому что у тебя нет такой ответственности перед реальным человеком, пусть уже и погибшим или умершим. Но, с другой стороны, сложнее, потому что тебе все равно приходится фантазировать самому. Но у меня была очень большая помощь в лице Александра Велединского, который очень тонко чувствует эту тему.

- Галина – реальный персонаж. А любовь у них с Артемом настоящая?

- Тут дело даже не в том, что там есть реальный персонаж или нереальный. Та история любви, которая внутри этого всего есть, она неромантическая, она как будто бы выдуманная ими обоими для того, чтобы забыть о чем-то страшном. Но на самом деле забыть не получается, и, в общем-то, все это приходит к тому, что они ненавидят друг друга за то, что они позволили это сделать друг с другом. Страшно, очень страшно!

- Почему все же нужно смотреть этот фильм?

- Надо понимать, что это было. И как-то подспудно в своей жизни стремиться к тому, чтобы никогда этого не повторилось. Ведь, как мне кажется, все это – стремление к такой жизни – началось и двинулось в первую очередь из-за отказа от Бога. Это то, о чем фильм наш, – о человеке, который отказался от Бога. И вот через весь фильм мы как раз искали именно способы выхода на разговор Артема с Богом – с Тем, в Кого он уже не верит, но без Которого он уже не может. И, как мне кажется, то, что как раз получилось в фильме, – это то, что через отказ он все-таки возвращается и понимает, что без Него – невозможно.

- Но с Богом он в итоге так и не поговорил?

- Мы делаем так, что мы разговариваем. Я думаю, что без Него будет невозможна ни одна история, если не давать надежды. Понятно, что мы все умрем, но в искусстве не должно быть такого категорического "черного квадрата". Даже на картине Малевича есть прожилки, в которых видна цветовая гамма и палитра вообще.

В эфире телеканала "Россия 1" сериал стартует 10 мая.