Владимир Шевельков: "В этой истории все не так, как кажется сначала"

Владимир Шевельков
Кадр из сериала "Спасская"
Владимир Шевельков
Владимир Шевельков
Кадр из сериала "Спасская"
Владимир Шевельков
На "России 1" продолжается премьерный показ остросюжетной детективной драмы "Спасская". Главная героиня – следователь сочинского уголовного розыска, молодая красивая женщина Анна Спасская. Они с мужем-бизнесменом выглядят счастливой парой, а вот отношения с новым сотрудником Андреем Ильиным у Анны явно не задаются. О замысле сериала, его героях и сверхзадаче телеканалу рассказал режиссер Владимир Шевельков.

На "России 1" продолжается премьерный показ остросюжетной детективной драмы "Спасская". Главная героиня – майор юстиции, 34-летняя современная молодая красивая женщина Анна Спасская (Карина Андоленко). У Анны есть муж – состоятельный бизнесмен Олег (Роман Маякин), – и со стороны они выглядят счастливой парой, но на самом деле Анна "замужем" за своей работой следователя сочинского уголовного розыска. Отношения с новым сотрудником Андреем Ильиным (Илья Носков) у Спасской сначала не задаются, но в конце концов он становится хорошим напарником, потому что тоже "женат" на профессии, и это стоило ему семьи... О замысле сериала, его героях и сверхзадаче телеканалу рассказал режиссер Владимир Шевельков.

- Такие детективные истории всегда выстреливают, зрители любят их, смотрят. Вы работали и в "Тайнах следствия", и в "Операх", и сейчас снова взялись за историю в этом жанре. Почему? Вам самим интересен этот жанр или вы понимаете, что это интересно людям?

- Не знаю, может быть, потому, что эти истории находятся на пересечении личного и общественного, на пересечении детектива и мелодрамы. Есть какая-то степень жесткости, есть какая-то степень мягкости. Есть за чем последить по сюжету, и есть за кого переживать. Наверное, поэтому. Может быть, этот жанр уже приходит к концу – посмотрим. Возможно, пора уже снимать фильмы и о простых людях – трактористах, монтерах, шахтерах.

- О женщине-следователе почему-то всегда интересно! Эта ваша героиня – Анна Спасская – она какая?

- Прежде всего, что мне показалось интересным здесь, так это то, что она не идеальная, что героиня имеет свои слабости, свои трудности, она делает свои ошибки – она изначально не идеальна. Она неправильно ведет себя... Это не идеальная женщина, хотя выглядит она идеально. Это идеальная семья вроде снаружи, это идеальный напарник вроде снаружи, все вроде бы – лучше не бывает! Но самое главное, что мне нравится в этой истории, – это все-таки то, что все не так, как кажется сначала. Плюс – на женщин смотреть приятнее.

Может быть, зритель привык к такому жанру, что женщина-следователь – симпатичная, умная. Может быть, нам этого не хватает. Мужская жизнь – она понятна, с ней все ясно. А женская – вроде как... Если у нас посмотреть фильмы, которые снимались о каких-то женских тайнах, то в нашем кино – один-два фильма. Я считаю, что у нас недораскрыта тема женщины. И вообще я считаю, что женские истории, вообще женская жизнь, женские тайны – это в принципе такая неразвитая тема, тема, в которой еще очень и очень можно копаться.

- И вы этим занимаетесь, в частности?

- Отчасти да! Потому что, если бы она была просто следователь, просто бы работала, как мужик, – это одно. А оттого, что она делает ошибки, делает свой выбор, существует согласно своим чувствам и согласно своим глупостям… Это так важно, на мой взгляд, так важно мужчинам и женщинам понимать друг друга!

- Расскажите, пожалуйста, о концепции проекта и его детективной составляющей.

- Существует некий пул главных героев, которые связаны между собой, и их истории развиваются, как это называется в телевизионном сериальном кино, по горизонтали: они в этой горизонтали живут – женятся, ругаются. А детектив развивается по вертикали: будут расследования разных дел – это уголовные преступления, это жесткие истории – и женские, и мужские, и предательство, и убийства, и все что угодно. Главное, что они расследуются женщиной и мужчиной, которые очень похожи между собой, но которые всегда находятся внутри конфликта. То есть они в горизонтали в конфликте, а в вертикали – вместе.

- Но все случаи, которые они расследуют, – это больше именно "чернуха"?

- Нет, почему? Во-первых, мы не показываем ничего такого страшного, хотя у нас страшное что-то происходит. Мы понимаем: зачем показывать то, что можно не показывать, что можно представить. А истории очень разные: есть и кражи, и обманы, и аферы – много всякого происходит. Но дело не в этом! Дело в том, как к этому относиться нам, как авторам. Мы, авторы, предлагаем какую-то гармонию даже в этом тяжелом деле, какую-то любовь даже в этом тяжелом деле.

- Если порассуждать, из-за чего зрители любят этот жанр? Может, из-за того, что "работа-дом", и им скучно, хочется эмоций? И почему именно детектив на стыке мелодрамы так популярен? Хочется героям сопереживать?

- Мне кажется, что сопереживать – это действительно актуально. Жалко, что приходится сопереживать какому-то набору достаточно однотипных героев, это расстраивает. Но в данном случае мы делаем историю про женщину-следователя. Да, может быть, это такая типичная история. Ну, а кому сопереживать, если не женщине, молодой и красивой? Ну, кому? Лютым мужикам пьющим?

- А любовь там будет?

- Есть там – не то что любовь, там есть намеки на любовь. Есть вообще проблема, как работать в органах и сохранять семью? Кто должен идти навстречу, потому что это работа творческая, работа увлеченная, работа опасная, работа нервная, работа суровая. И как здесь сохранить семью и чувства, где найти баланс между увлеченностью работой и возвращением в семью, созданием в ней гармонии. И поиск такого баланса – проблема не только в милицейской среде – это вообще проблема сохранения семьи в творческом процессе, потому что уголовный розыск – это творческий процесс.

- Интересно, что вы называете это творческим процессом!

- А как же?! Надо же сесть, додуматься, понять, выстроить логику того или того героя, придумать механизм, как выхватывать события, улики, как оценивать их, как их складывать. В этом же все искусство сыщика, который может из каких-то косвенных деталей раз – и собрать картинку! Вдруг: ага, тут есть последовательность! Да, приходят новые гаджеты, приходят какие-то камеры, еще что-то, но все равно логика – человеческая.

- Дедукцию никто не отменял?

- Дедукция – не дедукция, но, во всяком случае, как был Шерлок Холмс самым крутым, так он и остался, по крайней мере, пока. Что тут поделаешь? Тайна мысли: как люди делают выводы? На этом, на мой взгляд, построена основная масса детективов. Кто-то догадывается о том, как все происходило. Какая мысль была внутри человека, который уходил от сыщика, и какая – у сыщика, который следовал за ним… У Анны Спасской есть свой метод, и у ее партнера Андрея Ильина тоже есть свой метод, и у их помощника. У них у всех есть свои методы, и каждый со своим методом движется к поставленной цели – как жизнь сделать гармоничной, как защитить людей.

- А есть такой момент, что зритель как будто тоже роль следователя играет? Чтобы он сам гадал: что там, как там? Вы хотите добиться, чтобы зритель был вовлечен?

- Вообще детектив на этом построен, я надеюсь. Где-то зритель умнее детективов, где-то – наоборот… Мы надеемся, что это будет интересно, иначе зачем это делать? Мы надеемся, что это увлечет и отвлечет людей от какой-то серости, обыденности, постараемся занять их время.

Смотрите сериал "Спасская" на телеканале "Россия 1" по будням в 21:20.