Убить за 90 секунд: ИИ впервые победил человека в воздушном бою

ИИ скоро станет королём неба, говорят учёные Поднебесной. Истребитель с искусственным интеллектом хорошо показал себя в ближнем бою. Правда, пока что только в симуляции, а не реальном сражении в воздухе.

В схватку вступили два беспилотных самолёта: одна машина управлялась человеком, а вторая машина выполняла команды ИИ. В итоге искусственный интеллект постоянно выигрывал в воздушном бою. Однако сражение происходило не в реальных боевых условиях, а в симуляции.

Бой была отменен командой примерно через 90 секунд после начала, потому что человек не смог уклониться от удара своего противника в виде ИИ.

При этом, согласно материалу SCMP, машина с искусственным интеллектом показала превосходную производительность в передовых боях на ближней дистанции: искусственный интеллект каждую секунду мог принимать 1000 решений на основе данных, собираемых датчиками на борту самолёта или на земле.

"Эра воздушных боев, в которой искусственный интеллект станет королем, уже на горизонте", — говорит глава проекта по разработке ИИ профессор Хуан Цзюньтао из Китайского центра исследований и разработок аэродинамики, научно-исследовательского института Народно-освободительной армии в юго-западной провинции Сычуань.

"Самолеты с автономными возможностями принятия решений могут полностью превзойти людей по скорости реакции", — добавляет учёный в статье.

Кроме того, ИИ-пилоту не нужно думать о том, как тот или иной резкий манёвр скажется на его состоянии. Ведь в отличие от человека ему не надо переживать, например, об оттоке крови от мозга из-за чрезмерного гравитационного воздействия (для военных лётчиков перегрузки в 8g, когда "темнеет в глазах", почти норма) и не испытывает опасений по поводу возможных травм.

Китайские исследователи заявили, что созданный ими ИИ-пилот для боевого самолёта разрабатывался, чтобы пилотам-людям было проще ориентироваться в быстром воздушном бою. Таким образом они хотят упростить жизнь военным лётчикам.

"В связи с развитием технологий малозаметности и радиоэлектронного противодействия 25-40% воздушных боев в будущем будут вестись на ближней дистанции. Исследования в области ближнего боя имеют большое практическое значение", — добавляют разработчики Поднебесной.

Кроме того, "благодаря превосходным вычислительным возможностям он [ИИ-пилот] может более точно прогнозировать развитие боя, чтобы захватить инициативу в противостоянии".

О своём достижении китайцы сообщили примерно через месяц после похожих заявлений со стороны военных США. Правда, у американцев истребители уже успели полетать под управлением ИИ-пилота в реальных условиях.

"Врагами" для него выступили виртуальные цели, которые были искусственно созданы на компьютере.

По словам команды Хуана, поднять ИИ в небо гораздо сложнее, чем запустить его работу в симуляции на земле.

Ограниченные вычислительные ресурсы самолёта могут серьёзно снизить производительность пилота с искусственным интеллектом. (Одно дело, когда ИИ работает на мощном сервере, и совсем другое, когда все вычисления ведутся на компьютерах на относительно лёгком и манёвренном самолёте.)

Кроме того, реальная среда в открытом небе более сложна, чем пусть даже самая лучшая и полная компьютерная симуляция, основанная на выдающихся математических моделях.

Инженерам также приходится учитывать опасность и стоимость аварии истребителя с суперсовременной начинкой.

Из плюсов нового "виртуального" достижения можно отметить следующее.

Процесс принятия решений ИИ-пилотом не был связан с тем, какая именно аппаратура стоит на той или иной модели истребителя. То есть ИИ-пилот ориентировался по показателям, которые собираются у любого самолёта. Это среди прочего означает, что пилот ИИ может управлять практически любым истребителем.

"Мозгом" ИИ стал модуль Nvidia Jetson TX2. Правительство США запретило калифорнийской компании продавать свои самые мощные чипы искусственного интеллекта китайским пользователям. Но проблема в том, что серия Jetson производится в Китае, а потому она не попала в санкционный список.

Чип Nvidia "доказал инженерную осуществимость технологии пилотирования ИИ", хотя, по словам команды Хуана, инженерам Китая предстоит решить ещё немало проблем.

Тем не менее следующие поколения ИИ-пилотов, согласно ожиданиям экспертов, смогут учиться во время реального полета и улучшать свои характеристики практически без поддержки наземных служб.

Статья с описанием разработки и результатов была опубликована в рецензируемом китайском научном журнале Acta Aeronautica et Astronautica Sinica.

Вместе с этим достижением Китай презентовал и новый боевой беспилотный истребитель, который, как заявлено, может составить конкуренцию американскому Grey Eagle.