Китай отправил к Красной планете свой первый марсоход

Новая миссия должна ввести Китай в круг "марсианских" держав.

Новая миссия должна ввести Китай в круг "марсианских" держав.
Иллюстрация W. X. Wan et al./Nature Astronomy (2020).

Макет марсохода миссии "Тяньвэнь-1".

Макет марсохода миссии "Тяньвэнь-1".
Фото Pablo de Leon‎/Wikimedia Commons.

Новая миссия должна ввести Китай в круг "марсианских" держав.
Макет марсохода миссии "Тяньвэнь-1".
Сегодня, 23 июля 2020 года, к Красной планете был запущен ещё один уникальный аппарат. Миссия "Тяньвэнь-1" включает орбитальный зонд и ровер.

Сегодня, 23 июля 2020 года, к Красной планете отправился первый китайский марсоход. Пуск был произведён с космодрома Вэньчан с помощью китайской ракеты-носителя "Чанчжэн-5".

Миссия "Тяньвэнь-1" включает орбитальный зонд и ровер. Они прибудут к Марсу в феврале 2021 года. Планируется, что через 2–3 месяца после этого орбитальный аппарат начнёт научные наблюдения, а посадочный модуль с марсоходом отделится от него и совершит посадку на равнине Утопия.

Выбор места посадки, конечно же, не случаен. Равнинный рельеф будет идеален для путешествий ровера. Кроме того, равнина Утопия расположена довольно близко к экватору, а значит, солнечные батареи марсохода будут отлично обеспечены светом. Наконец, при посадке на низменность парашют посадочного модуля сработает более эффективно.

К слову, человечество уже имеет опыт посадки аппаратов на равнину Утопия. Именно здесь в 1979 году сел американский зонд "Викинг-2".

Впрочем, новая миссия Поднебесной не станет повторением пройденного. Достаточно сказать, что "Тяньвэнь-1" вместе с топливом весит пять тонн и несёт 13 научных приборов. Семь инструментов установлены на борту орбитального зонда и шесть – на борту ровера.

Орбитальный аппарат несёт две фотокамеры: среднего и высокого разрешения. Первая с высоты 400 километров может делать снимки с разрешением 100 метров, а вторая – с разрешением два метра. Спектрометр на борту зонда будет определять химический состав слагающих поверхность Марса пород. Для сканирования поверхности планеты предназначен и радар.

Кроме того, зонд имеет приборы для изучения окружающего его околопланетного пространства. Их три: магнитометр, детектор нейтральных частиц и ионов, а также анализатор энергичных частиц.

Макет марсохода миссии"Тяньвэнь-1".

240-килограммовый ровер (который почти вдвое тяжелее своего лунного "собрата" Yutu) тоже до зубов вооружён научной аппаратурой. Он имеет две собственные камеры, спектрометр, магнитометр и радар. Эти приборы по своим функциям дублируют установленные на орбитальном зонде, но, находясь непосредственно на планете, они будут получать намного более детальную информацию. Например, радар будет "просвечивать" Марс на глубину до ста метров под поверхностью. Не отказались проектировщики "Тяньвэнь-1" и от традиционных для марсианских миссий метеорологических наблюдений.

Весь этот арсенал инструментов поможет исследовать геологию Марса, изучить поверхностный слой грунта и измерить распределение водяного льда. Также планируется исследовать ионосферу планеты и измерить магнитные поля на её поверхности и в ближнем космосе.

Напомним, что ранее на поверхности Марса успешно работали только американские аппараты. Советские и европейские зонды либо разбивались о поверхность планеты, либо выходили из строя вскоре после мягкой посадки.

А вот список стран, имеющих опыт успешного исследования Марса с орбиты, более обширен. Это СССР, США, Индия и государства, ассоциированные с Европейским космическим агентством. Недавно к Красной планете оправился и первый арабский зонд.

Китай впервые попытался войти в этот клуб в 2011 году. Российский аппарат "Фобос-Грунт" нёс на борту китайский микроспутник "Инхо-1". Но российский аппарат потерпел аварию, а вместе с ним погиб и китайский. Теперь Поднебесная делает новую попытку, опираясь на накопленный опыт исследования Луны с помощью роверов (Вести.Ru подробно рассказывали о нём).

Добавим, что название "Тяньвэнь" взято из поэмы великого древнекитайского поэта Цюй Юаня и означает "вопросы к небу". У человечества много вопросов к небу. На часть из них должна ответить новая марсианская миссия.