Первый арабский зонд отправился к Марсу

Основной задачей аппарата станет изучение атмосферы Марса.

Основной задачей аппарата станет изучение атмосферы Марса.
Иллюстрация MBRSC.

Зонд разработан инженерами ОАЭ в тесном сотрудничестве с коллегами из США.

Зонд разработан инженерами ОАЭ в тесном сотрудничестве с коллегами из США.
Фото MBRSC.

Основной задачей аппарата станет изучение атмосферы Марса.
Зонд разработан инженерами ОАЭ в тесном сотрудничестве с коллегами из США.
В ночь на 20 июля к Марсу стартовал первый межпланетный зонд, созданный арабским государством.

В ночь на 20 июля 2020 года к Марсу стартовал первый межпланетный зонд, созданный арабским государством. Это аппарат "Надежда", принадлежащий Объединённым Арабским Эмиратам (заметим, что часть систем зонда создана специалистами из США).

Межпланетную станцию вывела в космос японская ракета-носитель H-IIA. Пуск был произведён с территории Японии.

Планируется, что зонд достигнет Марса в феврале 2021 года.

"Надежда", она же EMM (Emirates Mars Mission), будет изучать Красную планету с орбиты. Посадочного модуля у миссии нет.

Зонд имеет массу 1350 килограммов. С развёрнутыми солнечными батареями габариты аппарата составляют 3 × 7,9 метра.

Небо Красной планеты

Главная задача EMM – изучение марсианской атмосферы. Миссия будет зондировать как верхние, так и нижние слои газовой оболочки и отслеживать взаимодействие между ними.

Поясним, что на поверхности Марса работают метеорологические приборы, регистрирующие температуру, атмосферное давление, скорость и направление ветра. Понятно, что все эти параметры относятся к нижнему слою атмосферы Марса. В то же время действующие орбитальные аппараты изучают верхнюю часть газовой оболочки.

А вот о взаимодействии высотных и приземных слоёв известно очень мало, и это мешает специалистам построить целостную картину марсианской атмосферы. Между тем без неё невозможно разобраться в механизмах, отвечающих за марсианскую погоду и климат в целом. Одна из задач "Надежды" – закрыть этот пробел в знаниях человечества.

Зонд несёт на борту три научных прибора.

Инфракрасный спектрометр EMIRS будет наблюдать нижние слои атмосферы. Он будет измерять содержание пыли и водяного пара, а также фиксировать изменение температуры с высотой. Также инструмент пригодится при изучении марсианских облаков, состоящих из кристаллов водяного льда.

Для изучения нижних слоёв газовой оболочки предназначен и прибор EXI, воспринимающая видимый свет и ультрафиолетовые лучи. Он поможет измерить концентрацию водяного пара и озона. Также камера сделает снимки поверхности Марса в высоком разрешении.

А вот ультрафиолетовый спектрометр EMUS будет зондировать верхние слои атмосферы. Он поможет изучить один из самых загадочных процессов в атмосфере Красной планеты: постоянную потерю воды.

Поясним, что высоко над поверхностью Марса солнечное ультрафиолетовое излучение разлагает водяной пар на кислород и водород. Эти газы улетучиваются в космос. Но наука всё ещё мало знает о том, сколько влаги Красная планета теряет за год и как темпы "осушения" зависят от сезона.

Предполагается, что "Надежда" проработает как минимум один марсианский год (то есть около двух земных). Впрочем, велика вероятность, что на самом деле аппарат прослужит гораздо дольше. Так что у исследователей будет время получить ответы на имеющиеся вопросы.

Зонд разработан инженерами ОАЭ в тесном сотрудничестве с коллегами из США.

Пропуск в элитный клуб

Если работа EMM пройдёт штатно, ОАЭ войдут в список государств, имеющих опыт успешных марсианских миссий. Это СССР, США, Индия и страны, ассоциированные с Европейским космическим агентством (ЕКА).

Россия, в отличие от СССР, пока не осуществила ни одного успешного запуска к Марсу (проекты "Марс-96" и "Фобос-грунт" закончились неудачей). Однако половина научных приборов действующего европейского аппарата Trace Gas Orbiter создана российскими специалистами.

Миссия японского зонда "Нодзоми", запущенного в 1998 году, не увенчалась успехом. Аппарат вышел на нерасчётную траекторию и, несмотря на все усилия операторов, буквально пролетел мимо Марса.

Синица в руках

Почему Эмираты ограничились запуском орбитального зонда, а не отправили на Красную планету марсоход? Дело в том, что посадка на другую планету – чрезвычайно сложная операция, которая не всегда заканчивается удачно.

Хорошим примером может служить история марсианских миссий ЕКА, специалистов которого трудно упрекнуть в неопытности.

Так, их проект "Марс Экспресс" включал орбитальный зонд (до сих пор успешно функционирующий) и посадочный модуль "Бигль-2". Последний сел на Марс, но так и не вышел на связь. А вместе с уже упоминавшимся Trace Gas Orbiter в космос отправился аппарат "Скиапарелли". Первый остался на орбите, а второй пошёл на посадку… и разбился о поверхность Красной планеты.

Даже на Луну сесть не так-то просто, что наглядно иллюстрирует история израильского зонда "Берешит" и первого индийского лунохода "Прангьян". Между тем ОАЭ не имеет опыта не только марсианских, но даже и лунных миссий.

Свой отпечаток на планы разработчиков наверняка наложил и скромный по космическим меркам бюджет в 200 миллионов долларов США (около 14 миллиардов рублей по текущему курсу). Сроки создания аппарата также были очень сжатыми. Весь проект, от первоначальной идеи до запуска, был реализован всего за шесть лет.

Если надежды на "Надежду" оправдаются, на очереди может оказаться и, так сказать, Синдбад-марсоход.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о миссии первого арабского космонавта.