С рогами и хвостом: впервые найдено древнее изображение демона эпилепсии

Учёные впервые связали одно из очень редких изображений демонов в медицинских текстах с конкретным заболеванием – эпилепсией.

Учёные впервые связали одно из очень редких изображений демонов в медицинских текстах с конкретным заболеванием – эпилепсией.
Иллюстрация Staatliche Museen zu Berlin – Vorderasiatisches Museum/Troels Pank Arbøll/Olaf M. Teßmer.

Изображение было найдено на глиняной табличке возрастом 2700 лет.

Изображение было найдено на глиняной табличке возрастом 2700 лет.
Фото Staatliche Museen zu Berlin – Vorderasiatisches Museum/Troels Pank Arbøll.

Учёные впервые связали одно из очень редких изображений демонов в медицинских текстах с конкретным заболеванием – эпилепсией.
Изображение было найдено на глиняной табличке возрастом 2700 лет.
Ассириолог отыскал на 2700-летней клинописной табличке из Ирака изображение рогатого существа с хвостом и змеиным языком. Именно так древний целитель представлял себе демона, вызывавшего у людей эпилепсию.

Изучая древние клинописные таблички с "медицинскими" записями, хранящиеся в Берлинском музее, ассириолог Троэльс Панк Арбёлль (Troels Pank Arbøll) из Копенгагенского университета обнаружил очень любопытный экземпляр. На одной из табличек возрастом 2700 лет он заметил изображение рогатого существа с хвостом и змеиным языком.

Как уточняет исследователь, на глиняной табличке из древнего Ирака содержался текст на одном из древнейших семитских языков – аккадском.

Согласно этому тексту, изображённое на той же табличке существо было демоном эпилепсии – заболевания, которое ассирийцы и вавилоняне называли "бенну" (Bennu).

"Мы давно знали, что ассирийцы и вавилоняне рассматривали болезни как явления, которые вызваны богами, демонами или колдовством. И целители были ответственны за изгнание этих сверхъестественных сил и медицинских симптомов, которые они вызвали, лекарствами, ритуалами или заклинаниями. Но это первый случай, когда нам удалось связать одну из очень редких иллюстраций демонов в медицинских текстах с конкретным заболеванием – эпилепсией", – рассказывает в пресс-релизе университета Арбёлль.

Учёный отмечает, что изображения сверхъестественных сил крайне редко встречаются на клинописных табличках с описанием магического и медицинского лечения.

"Когда [на таких табличках] присутствует рисунок, на нём обычно фигурирует то, что целители использовали в своих ритуалах, а не сам демон. Но здесь изображён демон эпилепсии – таким, каким целитель, который написал текст, должно быть, представлял его", – добавляет Арбёлль.

Изображение было найдено на глиняной табличке возрастом 2700 лет.

Судя по клинописным текстам, болезни "бенну" боялись в древнем Ираке. Её симптомами считали припадки, потерю сознания и здравомыслия, а также своеобразное поведение: например, встречаются описания случаев, когда пациенты блеяли как козы.

В тексте, с которым работал Арбёлль, говорится, что демон эпилепсии действовал "от имени" Сина, бога Луны в шумеро-аккадской мифологии. Ассирийцы и вавилоняне полагали, что существует связь между луной, эпилепсией и безумием.

В следующие тысячелетия эта идея распространилась на другие регионы, включая западный мир. Её отголоски всё ещё можно найти в некоторых культурах. Например, в современном английском языке слово lunacy означает "безумие, помешательство".

"Взгляды на болезни, диагнозы и методы лечения в ранних цивилизациях оказали значительное влияние на более поздние представления о болезнях, даже в недавней истории", – заключает Арбёлль.

Научная статья с более подробным описанием его открытия представлена в издании Journal des Médecines Cunéiformes.

Отметим, что во многих культурах эпилепсия издавна считалась "священной" болезнью. Причём пациентов могли принимать как за божественно и религиозно вдохновлённых, так и за одержимых бесом или нечистым духом. (К слову, по мнению некоторых исследователей, этот диагноз можно было бы поставить знаменитой Жанне д’Арк.)

Сегодня, конечно, всё иначе. Термином эпилепсия в медицине обозначается хроническое неврологическое расстройство, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.

Кстати, ранее Троэльс Панк Арбёлль прославился своим анализом текстов из "дома экзорциста". Во всех каталогах сохранившейся клинописи они проходили по категории "магия", однако их содержание оказалось намного интереснее. Авторы "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) подробно рассказывали о том, как воссоздание "дневника ассирийского врача" стало своеобразным прорывом в понимании жизни и опыта древнего целителя.

Напомним и о других любопытных исследованиях, проливших свет на развитие медицины. К примеру, выяснилось, что инки делали трепанацию черепа лучше медиков времён Гражданской войны в США. А древние фекалии подтвердили диагнозы Гиппократа.