Илон Маск превращает электрокары Tesla в услугу

Apple проиграла суд небольшой семейной компании, которую обвиняла в нарушении своих авторских прав. А Tesla решила поднять продажи, предложив покупателям электрокаров расширенные возможности бесплатно — но на ограниченный срок.

Apple проиграла в суде компании Corellium, которая занимается кибербезопасностью. Из необычного в этой истории два момента. Во-первых, Corellium, победившая корпорацию стоимостью более полутора триллионов долларов — это маленький семейный бизнес. А, во-вторых, безопасников пытались засудить за то, что те создали инструмент для повышения безопасности iOS.

Разработанный ими эмулятор — это программа, которая позволяет запускать виртуальную копию мобильной операционки от Apple на обычных ПК. Компания спроектировала решение для того, чтобы искать уязвимости в iOS. А Apple в суде пыталась доказать, что Corellium тем самым нарушает ее авторские права — мол, код операционной системы защищен законом, копировать его нельзя.

Но суд не согласился и постановил: поскольку Corellium не создает конкурирующий продукт и вообще работает над улучшением системы от Apple, то и наказывать компанию не за что.

Ну и любопытная деталь: по данным The Wall Street Journal, Apple пару лет назад попыталась купить Corellium, но та отказалась. А когда в прошлом году переговоры застопорились, купертинцы решили разработчиков засудить.

Вообще, корпорация из Купертино известна своим не очень дружелюбным отношением к экспертам-безопасникам, которые ищут уязвимости в ее технике. Лишь в этом году компания запустила специальную программу, в рамках которой избранным экспертам рассылает айфоны, адаптированные под попытки взлома. Первую партию таких устройств корпорация отправила всего несколько дней назад.

***

Всем покупателям электромобилей Tesla, которые получат машину в последние три дня уходящего года, в качестве бонуса обещано три месяца функции полного автопилота бесплатно. Это примерно как временная подписка на музыкальный стриминг при покупке "умной" колонки.

Если опустить то, что это реклама, маркетинг и способ поднять продажи в конце отчетного периода, то сама по себе история довольно знаковая. Это очередной шаг к превращению традиционного, многим необходимого и дорогого товара длительного потребления в цифровую услугу.

То есть сначала Илон Маск приучил покупателей Tesla к прилетающим по воздуху обновлениям программного обеспечения, как в тех же смартфонах. Потом выяснилось, что таким же обновлением можно добавить автомобилю функционал — что-то, чего не было в момент продажи машины. Например, систему кругового обзора, видеоигры на встроенном экране или режим рождественского светомузыкального представления.

Более того, таким апдейтом можно мгновенно и дистанционно увеличить доступную емкость аккумулятора — то есть пробег на одной зарядке. Ну а теперь отдельные функции машины выдаются в качестве временного поощрения. Либо, что очевидный следующий шаг — по подписке. О том, чтобы поставить в мобильном приложении галочку "оплатить пассажирское сидение на месяц" речи пока не идет, но вот функцию автопилота, которая как опция при покупке стоит 10 000 долларов, можно будет включать по желанию — ну, например, за 100 долларов в месяц.

Да, то что в Tesla называют "full self-driving system" — полный автопилот — это, на самом деле, опять же, маркетинговая уловка. Это не автопилот, а продвинутый, один из лучших на рынке, но лишь ассистент водителя. Он умеет ездить не только по шоссе, но и, с некоторыми ограничениями, по городу, опознавать светофоры и реагировать на них, перестраиваться и обгонять, поворачивать и разъезжаться с другими машинами самостоятельно, самостоятельно же парковаться и потом приезжать к хозяину по той же парковке. Но всегда, в любом случае обязательно требует контроля со стороны водителя.