Неприятный видеочат: о чем глав Amazon, Apple, Google и Facebook допрашивали шесть часов

Главы четырех из пяти крупнейших IT-компаний в США — Amazon, Apple, Facebook (запрещена в РФ) и Google — накануне приняли участие в, вероятно, самой необычной и неприятной видеоконференции в своей жизни. Джеффа Безоса, Тима Кука, Марка Цукерберга и Сундара Пичаи шесть часов допрашивали конгрессмены в рамках длящегося уже более года парламентского расследования. Его цель — установить, нарушают ли IT-гиганты антимонопольное законодательство, используя свое доминирующее положение в ущерб конкуренции.

Главы четырех из пяти крупнейших IT-компаний в США — Amazon, Apple, Facebook (запрещена в РФ) и Google — накануне приняли участие в, вероятно, самой необычной и неприятной видеоконференции в своей жизни. Джеффа Безоса, Тима Кука, Марка Цукерберга и Сундара Пичаи шесть часов допрашивали по видеосвязи конгрессмены в рамках длящегося уже более года парламентского расследования. Его цель — установить, нарушают ли IT-гиганты антимонопольное законодательство, используя свое доминирующее положение в ущерб конкуренции. И если нарушают, то как с этим быть — принимать ли новые законы, ограничивающие их влияние, или "взять и поделить" — например, превратив Instagram (запрещена в РФ) и WhatsApp снова в независимые от Facebook компании.

Самым могущественным IT-бизнесменам планеты задали в общей сложности 217 вопросов. Многие из них были скорее популистскими — например, республиканцы любят играть на эмоциях своего электората, утверждая, что либералы вслед за большей частью американских СМИ оккупировали и интернет-платформы, где теперь несправедливо заглушают консервативные мнения. Больше всего слушания, полную запись которых выложили на YouTube, напоминали страницу рекомендаций в этом самом видеохостинге или ленту Facebook — серьезные темы перемежаются конспирологией, каждый пост пытается всеми силами перетянуть внимание на себя, невозможно долго концентрироваться на чем-то одном, но и оторваться трудно.

Конгрессмены подготовились к допросу лидеров IT-отрасли основательно — в ходе расследования было собрано более миллиона документов, записаны сотни часов бесед с нынешними и бывшими сотрудниками компаний; добрались даже до частной переписки самих допрашиваемых с топ-менеджментом. Так, Марку Цукербергу пришлось оправдываться за свое письмо, отправленное в 2012-м финансовому директору Дэвиду Эберсману. В нем глава Facebook мотивировал необходимость купить Instagram тем, что тот в будущем сможет навредить крупнейшей мировой социальной сети. То есть обсуждалось поглощение другой компании с целью устранить риск конкуренции в будущем — действие, явно не соответствующее антимонопольному законодательству. Цукерберг ответил конгрессменам, что действительно осознавал: он покупает потенциального конкурента в области обмена фото на мобильных устройствах. Однако целью сделки было не устранить угрозу со стороны Instagram, а дополнить возможности Facebook.

Джеффу Безосу досталось за другие прегрешения — его компанию подозревают в том, что она использовала данные о продажах через своей маркетплейс, чтобы выявлять наиболее успешные продукты других продавцов, а затем разрабатывать и продвигать их более доступные аналоги. Ранее Amazon заявляла в ответ на запросы Конгресса, что такого не практиковала. Но в ходе допроса под присягой главе крупнейшего мирового онлайн-ретейлера пришлось быть осторожнее в формулировках. Безос сказал, что запрет на такую практику прописан в правилах Amazon. В то же время, он "не может гарантировать", что его подчиненные не нарушали этот запрет.

Меньше всего вопросов было адресовано Тиму Куку — 35 против 62 Цукербергу, 61 Пичаи и 59 Безосу. В основном главу Apple расспрашивали о 30-процентной "дани" (так это называет, например, глава Telegram Павел Дуров), которую приходится платить в первый год всем разработчикам приложений для iPhone и iPad за право размещаться в App Store и продавать свои программы и подписки в них состоятельной и привыкшей платить за цифровые продукты аудитории Apple. При этом зачастую Apple предлагает пользователям аналогичные продукты — соответственно, сторонние разработчики оказываются в заведомо проигрышном положении. Позиция Apple: 30-процентный "налог" идет на поддержание всей экосистемы компании, в которой многие разработчики, несмотря на отчисления владельцу платформы, добились больших успехов и строят прибыльный бизнес. Кроме того, у конкурентов, рыночная доля которых заметно больше (речь об Android и магазине Google Play) расценки аналогичные.

Куку также пришлось оправдываться за фактический запрет целой категории приложений — сервисов мониторинга времени использования гаджетов и родительского контроля. Их по сути изгнали из App Store после того, как Apple реализовала такую функциональность на уровне операционной системы. По словам главы компании, это было сделано из соображений защиты конфиденциальности. Кроме того, через полгода запрет был отменен и конкурирующим приложениям позволили снова размещаться в App Store. На этой неделе такую программу выпустила Microsoft.

Ключевая претензия законодателей к Google, контролирующему около 90% рынка интернет-поиска в США и зарабатывающему на этом практически всю свою 160-миллиардную годовую выручку — ущемление прав менее крупных игроков. Во-первых, в такой ситуации у рекламодателей практически не осталось выбора — если не платить Google, 90% потребителей не узнают о твоем продукте. Критики говорят, что поисковик злоупотребляет своим положением, владея всеми элементами аукциона по продаже онлайн-рекламы. Во-вторых, часто оказывается так, что на первых позициях в поисковике показываются ссылки на проекты самого Google — от маркетплейса до видеохостинга, в то время как аналогичным сайтам конкурентов достаются места в лучшем случае в нижней части первой страницы выдачи, до которых пользователи, как правило, не добираются.

Гендиректор поисковика Сундар Пичаи в ответ на претензии отметил, что у рекламодателей и без Google есть множество способов достичь своей целевой аудитории. А что касается ранжирования в поисковой выдаче принадлежащих Google сайтов вроде YouTube и их конкурентов, то компания просто старается соответствовать интересам пользователей, якобы предпочитающих именно ее сервисы. На обвинения со стороны конгрессменов-республиканцев в цензуре в связи с блокировкой некоторых консервативных видеоблогеров на YouTube Пичаи ответил: на видеоплатформе сегодня распространяют контент больше консервативных каналов, чем когда-либо.

Слушания и предшествовавшее им расследование могут иметь для IT-гигантов далеко идущие последствия. Как ожидается, в августе антимонопольный подкомитет комитета по вопросам судопроизводства Палаты представителей США (именно он организовал и расследование, и вчерашние слушания) представит доклад об изменениях в антимонопольном законодательстве, которые дали бы регуляторам больше возможностей расследовать деятельность IT-гигантов и наказывать их за неконкурентное поведение. А минюст США может подать антимонопольный иск против Google уже до конца лета, сообщали ранее американские СМИ.