МЭР предлагает стабилизировать рубль по китайской модели


GLP

Стабилизация курса рубля требует гораздо более сложных решений, чем возврат продажи валютной выручки, заявил министр экономического развития Максим Решетников.

"Ситуация более сложная, чем просто вернуть обязательную продажу валютной выручки. Возвращать продажу в том виде, как это было, мало будет. Надо обязательно предписывать возврат валюты именно сюда. Тогда зачем мы переводили всю торговлю в рубли?", – задался вопросом Решетников, выступая в Совете Федерации.

Объем продажи валютной выручки достаточно высок. Последние пять-шесть месяцев 85% валютной выручки возвращается и продается в России. При этом 35% этой валютной выручки возвращается в рублях.

"Мы выступаем за переводы в нацвалюты торговли и так далее. Экспортеры активно берут эти рубли и возвращают. Вопрос: где и как они берут, и какой у нас сложился рынок офшорных рублей, то есть рублей, которые обращаются за границей", – отметил Решетников.

Не только экспортеры, но и торговые дома занимают рубли в России, переводят за рубеж, "там происходят обменные операции, потом эти рубли сюда возвращаются", пояснил министр.

"Нужно делать аналог китайской модели, когда существует мембрана между внутренним рынком рублей и внешним рынком рублей. Это наша позиция, мы ее обсуждаем с ЦБ", – продолжил глава Минэкономразвития.

В России нет ограничений на перевод рублей за рубеж для физлиц и юрлиц. "В итоге, все больше будет рублей там (за рубежом – прим. ред.), которые будут играть против, вовлекаться в валютные игры против рубля", – пояснил министр.

"Обстановка сложная. Ждем предложений от ЦБ, поскольку если мы ничего не будем делать и только полагаться на тот инструментарий, в первую очередь регулирование ключевой ставкой, то заложником станет реальный сектор экономики, та самая экономика предложения. Потому что мы постоянно будем процентной ставкой играть против валютных спекулянтов, а бить будем в результате по инвестиционному кредитованию", – подчеркнул Решетников и добавил, что "нельзя сложную проблему решать только одним инструментом".

Инструментарий должен стать разносторонним, и его нужно достаточно быстро создать. "И это в том наш запрос к ЦБ и Минфину", – заявил Решетников.

Речь не идет о двух курсах рубля. "Это крайне вредное явление для экономики. Мы против этого. Здесь у нас с ЦБ позиция одна", – пояснил министр.

Необходимо отслеживать количество циркулирующих за рубежом рублей, как они туда попадают, как идут перетоки. "Надо понимать, насколько усиливаются эти перетоки, насколько риски для валютного курса там растут. Поскольку чем больше рублей за рубежом, тем меньше валюты будет приходить сюда. А наши импортеры, чтобы обеспечить импорт, покупают валюту здесь. На это все накладывается дисбаланс валют, поскольку импорт во многом идет еще в долларах и евро, а поступления сюда уже все больше идут в юанях, в валютах третьих стран", – заключил Решетников.