В распространении чёрной смерти в Европе обвинили насекомых, реабилитировав грызунов

Совесть крыс может быть спокойна, судя по всему, не они виновны в распространении чумы.

Совесть крыс может быть спокойна, судя по всему, не они виновны в распространении чумы.
Иллюстрация Global Look Press.

Специалисты нашли доказательства того, что именно человеческие блохи и вши, а не грызуны стояли за распространением чумы, которая на протяжении нескольких столетий убивала миллионы людей.

Крыс давным-давно обвинили в распространении паразитов, ставших причиной чумы по всей средневековой Европе и Азии, которая унесла жизни миллионов людей. Но в недавнем исследовании специалисты предположили: грызунов оклеветали. Возможно, они вовсе не являются виновником распространения опасной болезни.

В исследовании, опубликованном в научном издании PNAS, учёные пришли к выводу, что во всём виноваты человеческие паразиты – блохи и вши. По их мнению, именно они в основном распространяли бактерии чумы во время Второй эпидемии чумы (Second Pandemic), серии смертоносных вспышек заболевания с 1300 годов по начало 1800 годов.

Эти вспышки включали в себя и печально известную чёрную смерть, которая выкосила треть населения Европы в середине 1300-х годов. Число жертв исчисляется десятками миллионов людей.

"Чума действительно изменила историю человечества, поэтому очень важно понять, как именно она распространилась, а также почему она распространилась так быстро", — говорит ведущий автор исследования Катарина Дин (Katharine Dean) из Центра экологического и эволюционного синтеза при Университете Осло.

Когда блохи, заражённые бактерией Yersinia pestis (чумная палочка), кусают людей, то микроорганизмы проникают в кровоток и скапливаются в лимфатических узлах человека. Последние расположены по всему телу. Инфекция заставляет лимфоузлы набухать в страшные "бубоны", отсюда и название бубонной чумы.

В случаях чумы, начиная с конца 1800-х годов, крысы и другие грызуны способствовали распространению заболевания. Если бактерии Y. pestis заражали крыс, то бактерии могли переходить к блохам, пьющим кровь грызунов. Когда поражённая чумой крыса умирает, ее паразиты покидают труп и могут продолжать кусать людей.

Из-за роли крыс в современных эпидемиях, а также из-за генетических доказательств того, что жертвы средневековой чумы умирали именно от Y. pestis, многие эксперты считали, что грызуны распространяли заболевание во время Второй эпидемии чумы.

Однако некоторые историки утверждают, что чёрная смерть, возможно, иначе охватила мир. Например, это заболевание прорвалось в Европу гораздо быстрее, чем любая другая современная вспышка чумы. Кроме того, массовая гибель грызунов часто предшествует некоторым современным вспышкам, однако в средневековых записях о чуме не упоминается массовая гибель крыс.

Некоторые исследователи предложили, что именно блохи, паразитирующие на людях, распространили чёрную смерть. Если блохи и вши подхватывают болезнь, укусив инфицированного человека, то потенциально они могут перепрыгнуть на другого человека, находящегося в непосредственной близости. И, тем самым, блохи могут передать болезнь далее.

"У нас есть данные о смертности во время пандемии в девяти городах Европы, — рассказал сайту BBC профессор Нильс Стэнсет (Nils Stenseth) из Университета Осло. — Поэтому мы смогли смоделировать динамику распространения заболевания".

С точки зрения математики модели того, как заболевание распространялось, отличаются при различных способах передачи заболевания: крыс — блох или людей — паразитов.

Группа под руководством Дин решила проверить оба варианта. Они смоделировали каждый из них, все включали информацию об увеличении и снижении количества заболевших, а данные основывались на том, как ведут себя и распространяют чуму крысы, блохи и вши.

После многократной проверки моделей специалисты статистически оценили, какие из них лучше всего соответствовали данным о смертности во время девяти различных европейских вспышек чумы при Второй эпидемии.

Выяснилось, что в семи из девяти городах, которые были изучены, модель "человек — паразит" более точно соответствовала показателям смертности, чем модель "крыса — блоха".

Исследователи признают, что, скорее всего, их работа вызовет споры среди учёных, убеждённых в виновности крыс.

Тем не менее, говорит Стэнсет, вывод был весьма очевидным. "Лучше всего в модель распространения вписываются блохи и вши, — говорит он. — Болезнь бы не распространилась так быстро, если бы передавалась крысами".