Тема:

Проблемы турфирм и чартеров 2 года назад

Кризис пройден: к проблемным авиакомпаниям будут применять более жесткие меры

Из-за ситуации с "ВИМ-Авиа" Минтранс собирается обязать аэропорты обслуживать пассажиров в случае задержек или отмены рейсов. К проблемным авиакомпаниям будут применять более жесткие меры.

Из-за ситуации с "ВИМ-Авиа" Минтранс собирается обязать аэропорты обслуживать пассажиров в случае задержек или отмены рейсов. К проблемным авиакомпаниям будут применять более жесткие меры.

Уже второй день "ВИМ-Авиа" летает в штатном режиме. Вернулись пока не все, но кризис, если верить министру транспорта РФ Соколову, пройден 2 октября. "Но необходимость все-таки действенных рычагов у соответствующих регуляторов, как в авиационной, так и в туристской отрасли, остается", — говорит министр транспорта РФ.

Раньше управляли, получается, без "рычагов", но это вопрос отдельный. Если проблемы авиакомпаний в деньгах – крах "ВИМ-Авиа" начался с невыплаченных долгов – то и лечить, считают в Госдуме, нужно финансами. В отрасли на случай ЧП теперь готовят новый резервный фонд в миллиард рублей.

"Есть закон об ответственности перевозчика перед пассажирами. Там собирается 14 миллиардов. Но мы не понимаем, как они используются. Мы должны законом определить, что 10 процентов каждый год перечисляется на вопросы безопасности, переподготовки, и вот таких случаев, которые происходят", — говорит Евгений Москвичев, председатель комитета Госдумы по транспорту.

Деньги от турфирм хотят, что называется, окрасить – по аналогии с дорожной или строительной отраслью. То есть, тратить перевозчики смогут только на клиентов той компании, которая заплатила. Тот же новый фонд ответит за питание и отели, в случае задержки рейсов.

"Не во всех зарубежных аэропортах есть представительства авиакомпаний, особенно небольших. Страховой фонд позволяет незамедлительно, как это есть в ассоциации "Турпомощь", в течение 24 часов оказывать помощь и поддержку нашим туристам", — отмечает Дмитрий Горин, советник руководителя Федерального агентства по туризму.

Тут, конечно, вопросы будут уже у бизнеса. Почему, например, успешный крупный перевозчик, с которого и взносов наверняка будут брать больше, должен платить за демпингующих авантюристов. Но пока других вариантов, видимо, сейчас нет. Тем более, в туристической отрасли такая коллективная ответственность работает успешно. Другое дело, что покрытие новых рисков кто-нибудь обязательно захочет заложить в цену авиабилета.

"Платить пассажиру за риски перевозчика, услуги которого он приобрел, несколько абсурдно, на мой взгляд. То есть, нужно предусмотреть механизмы, когда это все не отразится на стоимости перевозок. Оплата страховых взносов должна, например, вычитаться из налогооблагаемой базы", — считает Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии.

Еще предлагают закрывать для проблемных компаний границы: часто задерживаешь рейсы – лишишься доходных направлений. А в случае ухудшения финансового состояния – прекращать продажу билетов или даже отзывать сертификат. Для оценки платежеспособности введут систему контроля по новым критериям. В общем, как бороться с последствиями, похоже, решили.

"Они проведут проверку и выяснят, что большинство компаний этим критериям не соответствуют. Что дальше должно будет сделать министерство транспорта? Приостановить деятельность большей части авиакомпаний? К чему это приведет? К транспортному коллапсу, к напряженности, к безработице? Даже страшно подумать об этом. Конечно же, на это никто не решится", — говорит Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru.

После закрытых для полетов Турции, Египта и Украины, отрасль, по оценкам экспертов, потеряла до десятой доли рынка. А накопленная инфляция последних лет почти вдвое превышает рост цен на билеты. И как в этой ситуации предупредить, а не потушить, чиновники еще будут думать. Окончательный пакет предложений для реформы покажут 14 октября. По крайней мере, на сегодня, заверили в Госдуме, других проблемных авиакомпаний нет.