Тема:

Проблемы турфирм и чартеров 2 года назад

Паника в "ВИМ-Авиа": владелец бежал, государство спасать компанию не будет

Владельцы приостановившего полеты авиаперевозчика "ВИМ-Авиа" Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули территорию России. Об этом стало известно днем 27 сентября. Тем временем, десяткам тысяч клиентов авиакомпании вылететь в пункты назначения до сих пор так и не удалось.

Владельцы приостановившего полеты авиаперевозчика "ВИМ-Авиа" Рашид и Светлана Мурсекаевы покинули территорию России. Об этом стало известно днем 27 сентября. Тем временем, десяткам тысяч клиентов авиакомпании вылететь в пункты назначения до сих пор так и не удалось. Ситуация настолько сложная, что в нее пришлось лично вмешаться президенту России.

Ситуация вокруг "ВИМ-Авиа" не меняется. Если характеризовать ее в двух словах — всё плохо. И президент об этом знает. С этого он начинает встречу с правительством.

"Мы вчера с министром на этот счет разговаривали, — начал Владимир Путин. — И Максим Юрьевич мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям, которые предъявляются к авиационным компаниям, к перевозчикам. Он мою реакцию знает, не буду повторять, но все-таки в одной части повторюсь. Если вы выработали такие критерии, то чего они стоят, если ничего не видно за ними? Что это за критерии такие? Критериям соответствует, а работать не может. Десятки тысяч людей, десятки тысяч оказались в очень сложной ситуации. Ну, хорошо, если бы это было первый раз. Это же годами все продолжается. И мы никак не можем выработать нормальное правовое регулирование действенное и эффективное. Я прекрасно понимаю, что хочется создать условия для ведения нормального бизнеса. Не хочется обременять бизнес дополнительными издержками, связанными с различными формами обеспечения интересов людей, страхования и так далее. Но без этого нормального бизнеса тоже быть не может. Он, в конце концов, бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими услугами".

Но сначала, конечно, надо как можно скорее развезти пассажиров "ВИМ-Авиа", застрявших в самых разных городах и странах. Менеджеры авиакомпании, те, кто остался, говорят о 16 тысячах туристов в Турции, Испании, Италии и в Эмиратах. Плюс российские курорты и аэропорты в регионах. По данным же Ростуризма, их намного больше — 39 тысяч.

"Вот мы сейчас с председателем правительства обсуждали это. Я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера. Вы недостаточно внимания уделяете этой отрасли. Недостаточно. Может быть, вы перегружены слишком, — предположил глава российского государства. — Мы уже говорили об этом. И хочу министру сказать, я объявляю вам о неполном служебном соответствии. Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Если не справитесь, то тоже подумаем. Прошу вас быстро и эффективно проблему эту закрыть. Не только эту проблему закрыть, а представить предложения по урегулированию ситуации в целом, по усилению нормативно-правового урегулирования этой сферы деятельности, по повышению ответственности перевозчиков. И контроль нужно наладить за тем, как исполняются нормы, требования, соответствия критериям. Они действенными должны быть, действенными, понятными и прозрачными".

Аэропорт Домодедово. Елена Лагутина с мужем и сыном не может улететь из Домодедово в Анталию вторые сутки. Отпуск у моря не просто испорчен — скорее всего, он уже пропал. И за все это время — ни извинений, ни поддержки.

В Благовещенске московский рейс "ВИМ-Авиа" сначала был задержан на 12 с половиной часов, а потом еще на три часа. И наверняка это не последний перенос вылета.

"На 10 дней мы хотели — посмотреть Москву, повидать дочь, — рассказывает Любовь Голумина из Амурской области. — Мы хотели в том году на Новый год съездить, но билетов не было со скидкой. Мы решили в этом году поедем, и опять ничего не получилось".

В обанкротившейся авиакомпании царит настоящая паника. Даже сообщить об отмене рейсов никто не может.

"До обеда пока никакой информации у нас не было, будут ли выполняться рейсы или все рейсы будут отменены", — признается менеджер по продаже авиабилетов Нина Коваль.

Только из Благовещенска самолетами этой авиакомпании до ноября планировали вылететь почти три тысячи пассажиров. Билеты они купили. А всего на рейсы "ВИМ-Авиа" вперед продано 200 тысяч мест. Как им теперь быть?

Накануне совладелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев пообещал выделить из личных средств 50 миллионов рублей на погашение задолженности. Хотя общий долг компании — около 7 миллиардов. Но 27 сентября Мурсекаев не прибыла на совещание и перестал отвечать на звонки. Появилась информация, что он сбежал за рубеж.

Уже решено, что спасать "ВИМ-Авиа" государство не будет. Но правительство готово поддержать деньгами те авиакомпании, которые будут вывозить пассажиров.

Но здесь Путин приводит в пример дольщиков, чьи проблемы тоже вынуждено решать государство, а не обанкротившиеся застройщики.

"Деньги вкладываем, конечно, гасим кое-что, хотя еще не все погасили, многое, но не все. Но проблема остается. А вот правоохранительные органы докладывают, что кроме этих проблем с официальными, если так можно сказать, дольщиками, есть еще другая проблема, связанная с незаконной застройкой, — продолжил Путин. — Она в разы по объемам больше, чем проблема дольщиков. Строят дома на неоформленных нормальным образом площадках. Потом вообще непонятно, куда людям идти, куда обращаться. Да, конечно, я понимаю, что без привлечения средств граждан этот бизнес не был бы так эффективен, как сейчас. Мы знаем о проблемах, с которыми сталкивается строительная область. Все понятно. Но почему мы до сих пор не можем отрегулировать нормальное функционирование, цивилизованное функционирование этих чрезвычайно важных секторов экономики?"

Эти слова президента следует расценивать как задание профильным министрам и курирующим их вице-премьерам в самые короткие сроки разработать решение этих проблем.