Тема:

Мигранты в Европе 3 недели назад

Референдум в Венгрии может внести очередной раскол в ЕС

Венгрия не поддержала европейские квоты на беженцев, которые навязывает Брюссель. Против выступили 98 процентов избирателей. Обозреватели называют прошедший референдум новым Brexit и предполагают, что за венграми могут последовать чехи и словаки.

Венгрия не поддержала европейские квоты на беженцев, которые навязывает Брюссель. Против выступили 98 процентов избирателей. Обозреватели называют прошедший референдум новым Brexit и предполагают, что за венграми могут последовать чехи и словаки.

Результат венгерского референдума о квотах на мигрантов всем дал возможность радоваться собственной победе и праздновать чужое поражение. Явка 45 процентов слишком мала, чтобы на радость левой оппозиции признать плебисцит состоявшимся. С ее точки зрения это просто соцопрос за 20 миллионов евро, но 98 процентов проголосовавших против того, чтобы беженцы ехали в Венгрию по разнарядке Евросоюза. Премьер Орбан и правящая партия "Фидес" считает, что мандат на продолжение политики закрытых дверей все таки ими получен.

"Спустя 13 лет после принятого на референдуме решения вступить в Евросоюз венгры снова выразили своё мнение по европейскому вопросу. Мы добились выдающегося результата, так как явка в этот раз выше, чем на референдуме о вступлении в Евросоюз, — заявил Виктор Орбан. — Брюссель или Будапешт? Вопрос был таким, и мы решили, что право принимать решение только за Будапештом".

Миграционный кризис изначально способствовал резкому росту популярности правых, однако, затевая референдум, Орбан все равно рисковал: Евросоюз — вот он, а беженцы прошли шумной толпой на север, в Австрию и Германию, и нет их.

Безусловная ценность против довольно абстрактной угрозы. Агитация власти ("А вы знаете, что парижский теракты совершили иммигранты", "А вы знаете, что число сексуальных нападений на женщин в Европе резко увеличилось") не смогла мобилизовать достаточное количество граждан на то, чтобы дойти до кабинок для голосования. Кроме венгерской оппозиции этому обстоятельству радуются отдельные внешние наблюдатели: министр иностранных дел Люксембурга Жан Ассельборн расценил недостаточную явку на референдуме как "пассивное сопротивление" большинства наслоения Венгрии, "это не очень хороший день для господина Орбана, но неплохой для Венгрии и Европы".

Очевидно, что в Брюсселе и, конечно, в Берлине, будут ориентироваться исключительно на формальную сторону вопроса — референдум не состоялся, а значит, венграм все равно, есть квоты или их нет. Это может быть и наверняка будет использовано не только против Венгрии, но и всей стоящей за ней Вышеградской четверки, в которую, кроме нее, входят Польша, Чехия и Словакия, также сопротивляющиеся идее перераспределения беженцев.

Но ведь 9 из 10 пришедших проголосовать венгров высказались против квот. И это значит, что внутри Евросоюза неизбежно произойдет очередное обострение дискуссии на эту тему, то есть ровно то, что и должно было случиться, если бы референдум состоялся.