Тема:

Тест-драйв 4 месяца назад

"Альтерна" – пример импортозамещения из 90-х

Импортозамещение сегодня обсуждают все, а ведь начали им заниматься еще в 90-е, вот доказательство – автобус "Альтерна". Он появился на свет на первом негосударственном автомобильном предприятии в 1991 году.

Предприятие родилось в стенах завода ЛиАЗ. Минтранс поставил задачу: переоборудовать старый и создавать новый общественный транспорт. И вот перед нами второй промышленный образец – "Альтерна-4216", что значит "альтернативный автобус". Внешность довольно необычная: формы рубленные, линии прямые. Кузов вагонной компоновки, каркас сварен из труб прямоугольного сечения, отсюда и такая угловатость. Не до изящества было в то время!

На корме просто дискотека какая-то, сколько тут фонарей. А как вам запаска с лестницей, которая выполняет роль крепления? Зато место в багажном отсеке экономится.

Автобус визуально разделен на две части: нижняя отдана под технические ниши и тот самый багаж, верхняя – пассажирская. Поэтому машина получилась высокой – 3 метра 10 сантиметров. Фары камазовские, обратите внимание на дефлекторы – они нужны, чтобы набегающий поток ветра сдувал грязь с боковых стекол. Автобус высокопольный, так что бабушкам было непросто. Внутри аскетично, но продуманно. Натолкаться сюда могут и 90 человек, а сидений всего 17, зато они на удивление мягкие.

Приборная панель – от "ЛиАЗ-5256", последнего общесоюзного автобуса. Есть дверь в погреб, под ней обитает мотор. Двигатель камазовский, V-образная восьмерка объемом 10 850 кубических сантиметров и мощностью 210 лошадиных сил. Как только заводишь этот агрегат, окрестности наполняются шумом и дизельными парами. Они, кстати, прорывались и в салон, но автобус выполнял свою задачу – хорошо ехал. Правда, и водитель и пассажиры при этом буквально вибрировали.

"Альтерну" проектировали так, чтобы в сложное для страны время можно было заменить один двигатель на другой, установить любую ходовую, которая есть под рукой, и вообще, путем резки и сварки собрать даже на небольшом авторемонтном предприятии. Выпускали эти автобусы в Ликино-Дулево вплоть до 1995 года.

Увы, "Альтерна", как и многие тогда, не выдержала испытание девяностыми, а ведь по своей задумке он был действительно хороший автобус – простой и универсальный.