Гаражные распродажи и фуд-шеринг спасают экологию

Российский экологический оператор развивает федеральный проект по внедрению экономики замкнутого цикла. Отходы можно превращать в доходы практически в любой отрасли – в индустрии моды, пищевой промышленности, производстве резины и пластика. Причем делают это на любом уровне. Так, россияне развивают шеринг-проекты по всей стране. Что такое шеринг и как он работает?

За винтажной одеждой на вешалках выстраивается очередь. Кристина, их владелец, фанат ретро-стиля. Покупает такие наряды, носит, а когда надоест – не выбрасывает, а перепродает.

"Когда появились секонд-хенды, мои родители начали активно по ним ходить, естественно, я была в сопровождении, все это я видела. То есть вот эта насмотренность переросла в любовь ко всем этим вещам", – говорит Кристина Симонова.

Это гаражная распродажа, такие проходят раз в месяц и становятся все популярнее. Здесь одежда и из 1990-х, и уникальные, редкие экземпляры, которые в торговых центрах или на маркетплейсах сегодня не найти.

Но помимо таких очевидных плюсов, как экономия или возможность найти интересную, необычную вещь в свой гардероб, у подобных гаражных распродаж есть еще одно очень важное преимущество. Это забота об экологии. Раньше старые вещи просто выбрасывали. Они пополняли полигоны. Сейчас же их можно продать здесь и подарить им вторую жизнь

Индустрию моды называют одним из самых крупных загрязнителей. Ежегодно россияне выбрасывают больше 2 миллионов тонн одежды, постельного белья и полотенец. Некоторые вещи могут разлагаться до двухсот лет. Государство системно решает эту проблему и специально разработало федеральный проект по экономике замкнутого цикла, когда все вторичные отходы, в том числе и текстиль, возвращаются в оборот. Поэтому специализированные баки для текстиля и такие площадки, как гаражные распродажи, – вклад каждого участника в заботу о планете.

"Без внедрения принципов осознанного потребления решить эту проблему будет невозможно. Те вещи, которые выбывают из вашего оборота, по какой-либо причине не используете их, – им можно дать вторую жизнь. Это может быть передача вещей через соответствующие благотворительные, либо иные организации, так называемый шеринг – для дальнейшего использования другими людьми", – рассказал гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев.

"Шеринг" – от английского "to share" – означает "делиться". Это экономика совместного пользования. Проще говоря, аренда вещей.

Стиральная машина – главный инструмент на этом предприятии в Москве. Компания дает в аренду спецодежду для сотрудников автосервисов, пищевой промышленности, сферы здравоохранения или обслуживания. Доставка, стирка, хранение, ремонт или вовсе замена изношенной формы – теперь задача этого предприятия. Для его клиентов, что арендуют одежду для своих сотрудников, меньше забот, больше экономия. Да и для экологии тоже выгодно такое сотрудничество.

"Наша экспертиза показывает, что с точки зрения того, сколько бизнес генерирует текстильных отходов – пищевое производство сокращает текстильные отходы на 20 процентов, машиностроение, станция техобслуживания – на 50 процентов. Если фармпроизводства используют одноразовую одежду, то переход на нашу одежду сокращает на 90 процентов текстильных отходов", – рассказал гендиректор предприятия Николай Стотыка.

Контейнер с ненужной одеждой заполнился доверху всего за пять дней. Такие стоят в 66 городах России: в торговых центрах, пунктах выдачи заказов, библиотеках, жилых комплексах и даже на почте. Собранный текстиль, а это примерно от 100-120 тонн ежемесячно, отправляют на сортировку силами благотворительного фонда "Второе дыхание". Здесь вручную проверяют вещи. Те, что в хорошем состоянии, отдают людям, которым сейчас нужна поддержка. Помощь получили уже больше 370 тысяч человек. Одежду с пятнами, катышками и дырками в фонде отправляют на переработку. 1700 тонн отходов благодаря "Второму дыханию" превратились в новые предметы.

"Это называется регенерированное волокно. Это может быть наполнитель для матраса или для шумоизоляции или теплоизоляции. Очень хороший практичный материал. Можно сделать его чуть плотнее, можно сшить вещи – например, мы делаем чехлы для ноутбуков. Здесь написано "раньше я был свитером", – говорит PR-директор фонда "Второе дыхание" Ирина Козловских.

Такая вот получается экономика замкнутого цикла. Отходы превращаются в доходы. К осознанному потреблению сегодня подталкивают различные приложения. К примеру, "Авито", портал для размещения объявлений, в декабре запустил сервис, позволяющий сдать ненужные вещи на благотворительность или переработку. Можно самому отнести одежду в пункт приема, а их сейчас больше 45 тысяч в стране. Если вы из Москвы, можно заказать вывоз вещей. Курьер за ними приедет сам.

"Если мы видим, что у человека есть объявления на "Авито", которые висят и никому не нужны, и они явно непригодны для продажи, для таких пользователей мы предлагаем наш сервис, делая это максимально ненавязчиво", – отметил руководитель продукта по ESG "Авито" Василий Лексин.

Понятие шеринга в России расширяется. Волонтер Алла отбирает еду для фудшеринга. Здесь овощи, зелень, грибы и сладости – то, что продать магазинам будет сложно, ведь товары уже несколько дней лежат на прилавке, у них заканчивается срок годности. При этом продукты все еще пригодны для употребления.

Вся эта еда отправится в "Банк еды "Русь" – он запустил фудшеринг вместе с крупными российскими розничными сетями. В проекте 64 торговые точки в восьми городах: Москва, Петербург, Челябинск, Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Рязань и Екатеринбург. Один только "Магнит" за прошлый год отдал больше 320 тонн продуктов.

"Продукты передаются с запасом срока годности, как минимум за двое суток они снимаются. Это всегда запас достаточный для того, чтобы успеть передать продукты получателю. Что касается зеленных культур, то мы всегда смотрим на какие-то, условно замятия пачки или еще что-то такое. Конечно же, никакие испорченные продукты никогда к получателям не попадают", – объяснила директор по устойчивому развитию компании "Магнит" Надежда Галактионова.

Благодаря работе банка еды получилось сохранить более 60 тысяч тонн продовольствия.

"В первую очередь помощь получают, конечно же, семьи с детьми. Не все подряд, естественно. Это только те семьи, которые действительно испытывают сложности финансовые. Это, конечно же, пенсионеры, у кого действительно низкий уровень пенсии. Чаще всего те, кто живет один и ему никто не помогает", – рассказала вице-президент благотворительного фонда "Банк еды "Русь" Анна Алиева-Хрусталева.

В фудшеринге участвуют крупные компании, но есть мобильные приложения, где любой человек может выставить объявление – предложить бесплатно забрать продукты, заготовки или готовые блюда в хорошем состоянии. Это и есть осознанное потребление.

Но сохранить всю еду, конечно, не получится. Поэтому в рамках отраслевой программы по применению вторсырья в сельском хозяйстве Российский экологический оператор и Плехановский университет провели совместное исследование, чтобы показать, насколько эффективна технология переработки продуктов с истекающим сроком годности в комбикорм.

"Мы видим в этом отношении возможность: начиная с изготовления кормов для рыб, овец и мелкой живности, и заканчивая изготовлением специальных концентратов для таких представителей животного мира, как лошади и крупный рогатый скот", – отметил Буцаев.

Шеринг-сервисов пока не так много в нашей стране, но интерес к осознанному потреблению уже есть, говорят эксперты. А значит, есть будущее и у эко-шеринга. Идея аренды или возможности приобрести вещь со скидкой или вовсе бесплатно многим нравится. В плюсе сразу три стороны: тот, кто пользуется товаром, тот, кто дает его на время, зарабатывая на этом, и, конечно, же, это еще и польза для экологии. Но без помощи государства глобальную проблему с текстильными и органическими отходами не решить. Быть может, тот объем отходов, что сейчас отправляется на мусорные полигоны, получится значительно сократить именно благодаря программам в сфере экономики замкнутого цикла.