Тема:

Главные события 5 минут назад

Налог на питомцев и курсы для хозяев: как собачий вопрос решили в Германии

В Тюмени домашний пес набросился на двух школьниц, а в Саратове бродячая собака укусила восьмилетнего ребенка – два новых случая нападения животных, которые произошли за 20 мая. Подобные заголовки регулярно появляются в новостной ленте. Вопросом, как защитить людей от атак, а животных – от жестокого обращения, задаются общественники и политики. Последние готовы рассмотреть опыт других государств по регулированию отношений владельцев с питомцами и их соседей.

Частный сектор Каргополя Архангельской области терроризируют стаи собак. Очередная пострадавшая – 15-летняя школьница. На теле девочки множественные укусы: следы от зубов на шее, животе и ногах. У собаки, напавшей на подростка, как выяснилось, есть хозяйка. Свою вину она не признала.

Такие новости – почти как сводки с фронта. Нападения не прекращаются. Детей в школы провожают родители, на улицах дежурят группы по отлову животных. В Тихорецке Краснодарского края местные жители и зоозащитники собираются у собачьего приюта. Констатируют: "Сотрудники сбежали, сказали – "мы не сотрудники".

Городская мэрия заключила контракт с приютом на несколько миллионов рублей на отлов и чипирование бездомных животных. Жители считают, что собаки отсюда просто сбегают на улицу.

А вот обратная сторона проблемы – измученные животные, за которыми, несмотря на бюджетное финансирование, никто не следит.

Как защитить и животных, и людей, сейчас решают депутаты. В Госдуме предложили повысить штрафы для хозяев за самовыгул животных.

"Если, например, вы отпустите собаку из своего дома утром побегать по улице и не будете за ней следить, это будет считаться самовыгульным животным. И у нас таких очень много. Много трагедий, покусов, нападений связаны именно с такими животными. Вот в Забайкалье девочку загрызли. Это были хозяйские собаки, она их отпустила побегать, и все закончилось трагедией", – говорит депутат Владимир Бурматов.

По российским законам, собаки – это часть имущества, а значит и объект имущественного права. Ответственность хозяев, конечно, предусмотрена, но по факту наказание незначительное. Штраф за самовыгул, который еще нужно доказать, составляет максимум три тысячи рублей. Будет – в размере минимальной оплаты труда, в среднем около 20 тысяч.

"Штрафы, которые налагаются на владельцев питомцев за то, что животные выбрасываются на улицу, это неплохая инициатива, чтобы воспитать владельцев, которые могут поступать с животными, как с вещью", – считает PR-директор фонда помощи животным Софья Шлемина.

Нынешняя система передержки, увы, с этим не справляется. Приюты тоже требуют контроля.

Сейчас в стране действует закон "Об ответственном обращении с животными". Просто так усыпить бездомную собаку нельзя. Уличных собак помещают в приют, где они проходят чипирование, вакцинацию и стерилизацию. Ну а дальше три варианта: либо животное возвращается на улицу, либо доживает свой век в приюте, либо находит новых хозяев, что, к сожалению, происходит не так часто.

Споры, что делать, не прекращаются. Одним жалко животных, другим страшно за людей. И здесь интересен зарубежный опыт. Благодаря единой системе контроля, например, в Италии или Франции, моментально находят владельца выброшенного на улицу животного. Таким горе-хозяевам грозят огромные штрафы и даже лишение свободы. В США собака в приюте содержится всего пять дней: если новый владелец не находится, животное усыпляют. Самый грамотный подход, как считают многие эксперты, в ФРГ.

На улицах Германии бездомных собак не встретить и тому есть немало причин, но главные – это ответственное отношение немцев к домашним животным, строгие правила их содержания и, конечно, большое число приютов – более пятисот по всей стране.

Папильон Тимми – далеко не первая собака Эвы Линднер. Каждый раз, заводя собаку, она должна строго следовать определенному регламенту.

"Во-первых, собаку нужно зарегистрировать, потом чипировать, чтобы в случае чего ее можно было легко опознать. Нужно также сделать обязательный медицинский осмотр и потом платить налоги. Тимми у меня одна собака, и я плачу 120 евро в год. Если бы я завела еще одну, то за вторую платила бы уже 180. Это сделано, чтобы люди не стремились заводить побольше собак", – рассказала Линднер.

Самые высокие налоги – на собак потенциально опасных пород, таких как питбуль или бультерьер. В среднем это 615 евро в год. Плюс к этому владелец бультерьера должен пройти с собакой специальные курсы обучения и приобрести страховку на случай, если собака кого-то укусит.

Строгие правила действуют и на прогулке. Это сейчас в парке Тимми бегает, как ему захочется. Домой по улице он пойдет на поводке, а есть случаи, когда хозяева обязаны надевать на своих собак намордники. Вход на детские площадки четвероногим строго запрещен.

Следят в Германии и за тем, чтобы улицы после собак оставались чистыми. Вот такие ящички с пакетами для мусора установлены повсюду, и немцы не забывают ими пользоваться. Чистота важна еще и потому, что есть прямая зависимость: чем грязнее улицы, тем меньше пожертвований поступает в общества защиты животных.

Сейчас практически все немецкие приюты бьют тревогу – денег не хватает. Рост цен на электроэнергию не обошел их стороной. Выросли и цены на продукты для животных, и тарифы ветеринаров, а лечить бездомных животных нужно куда чаще, чем домашних.

Есть проблема и с частными пожертвованиями – их общая сумма падает. Инфляция бьет по карманам немцев, денег для помощи бездомным у них становится все меньше. Общества защиты животных уже на раз обращались за помощью к правительству, но у госбюджета в Германии те же проблемы, что и у простых немцев.

В российском законопроекте планируют ввести лицензирование на разведение животных. Сейчас некоторые заводчики работают без документов – и вот какой результат. Семья из Петербурга покупала померанского шпица в интернете, без документов, у сомнительного заводчика и по заниженной цене. Подросший щенок Буся в итоге стал похож на чихуахуа. Хозяева все же решили оставить Бусю себе. А что делать, если собака больше человека?

Огромный тибетский мастиф при хорошей родословной и правильном воспитании – лучший друг детей, уверена заводчик из Оренбурга. Хороший щенок, говорит Наталья, не может стоить дешево.

"Очень много случаев, когда продают под видом породистых щенков совершенно непонятно кого. Мы как заводчики видим, что от "тибета" ничего и нету. И не так страшно от того, что там вырастет, как то, что непонятно, какая психика, в какой момент проявится агрессия", – говорит заводчик Наталья Захарова.

О стабильном характере и отсутствии агрессии в случае покупки щенка без документов речи не идет. Обязательное лицензирование должно заставить заводчиков ответственно относиться к разведению пород.