Тема:

Зерновая сделка 2 недели назад

Как зерновой вопрос испортил отношения ЕС и Украины

Словакия вслед за Польшей и Венгрией вводит временный запрет на импорт украинского зерна. Ограничить сельхозпродукцию готовы также Болгария и Румыния. Решение, идущее вразрез с официальной политикой Брюсселя, стало, как пишет западная пресса, "болезненной темой" в отношениях Киева и его иностранных покровителей.

Впрочем, на другой чаше весов – национальные интересы. Дешевая и низкокачественная украинская продукция поставила на грань разорения европейских фермеров, которые не собираются молчать. К чему уже привела аграрная экспансия Киева?

Польско-украинские отношения испортил зерновой вопрос. Активисты сегодня чуть было поезд не остановили, когда заподозрили, что в нем опять кукуруза с Украины. С сегодняшнего дня украинское зерно не должно было поступать в Польшу. Как все видят, кукуруза идет своим чередом. А полки супермаркетов по-прежнему заставлены украинской мукой, хотя есть официальный запрет на ввоз в страну любой украинской сельхозпродукции и даже ее транзит через польскую территорию.

"Экспорт продовольствия с Украины становится болезненным вопросом в отношениях с Польшей, одним из ее самых верных союзников", – пишет The New York Times.

Польские политики наперебой бросились защищать национальные интересы – в стране в этом году выборы в сейм. И как бы президент Дуда ни лобызался с Зеленским, голосовать-то будут поляки. И вот какие теперь из уст лидера правящей партии Качинского звучат обещания: "Польша поддерживает Украину, но мы обязаны защищать наших граждан, фермеров и избегать кризиса нашего сельского хозяйства".

Польские фермеры бастовали несколько недель, прежде чем правительство их услышало.

В Чехии – масштабные митинги за отставку действующего кабинета министров, и среди требований звучит и отказ от украинского зерна. Оно убивает аграрный сектор Восточной Европы – он не в состоянии конкурировать с дешевыми украинскими продуктами, наводнившими магазины. Хотя Киеву, конечно, такая сельхозэкспания очень нравилась: "Мы очень жалеем о таком решении. Мы понимаем, что польским фермерам тяжело, но каждый человек в мире знает, что тяжелее всего украинским фермерам".

Украинское министерство пыталось договориться кулуарно, но повсюду лишь претензии. Сегодняшние онлайн-встречи с польскими и венгерскими коллегами ни к чему не привели. Поучаствовав в весенней фермерской выставке, министр сельского хозяйства Венгрии объявил, что страна тоже отказывается от продовольствия с Украины, тем более что нашелся отличный повод.

"Наши подозрения подтвердились: в некоторых случаях нашли кукурузу, зараженную микотоксинами, а несколько образцов также показали положительные результаты после теста на ГМО", – отмечает газета Magyar Nemzet.

Еще не такое может обнаружиться, когда по украинским полям начнут возить боеприпасы с обедненным ураном, а их ведь уже поставляет стране Запад. Вслед за Польшей и Венгрией потянулась Болгария: "Болгарские интересы должны быть сохранены. Когда две страны ЕС реагируют таким образом, мы должны поступить аналогично".

Украинское зерно, кстати, дешевое не только из-за того, что Евросоюз, как бы помогая стране, отменил на него пошлины. Оно выращивается без соблюдения европейских стандартов и раньше на этот рынок вообще бы не попало.

"Был взят довольно большой образец украинского зерна, при исследовании которого три независимые аккредитованные лаборатории подтвердили повышенное содержание остатков пестицидов", – заявил словацкий политик Самуэл Влчан.

После этого Словакия тоже отказалась от украинской сельхозпродукции. Остановить эту блокаду попыталась Еврокомиссия, призвав Восточную Европу к солидарности.

"Важно напомнить, что торговая политика относится к исключительной компетенции, а это означает, что такие решения могут приниматься только на уровне Европейского союза. И именно поэтому мы говорили, что односторонние действия невозможны в рамках торговой политики ЕС", – подчеркнула рпедставитель Еврокомиссии Мириам Гарсия Феррер.

У Еврокомиссии, правда, нет ни собственного сельского хозяйства, ни рассерженных фермеров – только функции регулятора. А если европейский аграрный сектор украинские товары разрушат окончательно, то и регулировать будет больше нечего.