Тема:

Химия 1 год назад

Российская химическая промышленность поднимает голову


Фото Unsplash.com.

Иностранные компании ушли с российского рынка. Освободившиеся нищи занимает химическая промышленность нашей страны. Продажи российского пигмента для красок в 2022 году выросли на 300%!

Химическая промышленность – важная часть российской экономики. Она производит продукцию для машиностроительной сферы, фармацевтических компаний, для строительных фирм и сельского хозяйства.

По данным Андрея Иванова, директора Иркутского института химии им. А.Е. Фаворского, каждое рабочее место на предприятиях химпрома создаёт порядка семи вакансий в смежных областях. При этом значительная часть сырья химпрома до недавних пор была импортной.

В производстве лакокрасочных материалов доля зарубежных компонентов доходит до 70%. Именно поэтому в январе АвтоВАЗ начал производить машины Lada только трёх цветов: чёрного, белого и тёмно-зелёного. Для создания других цветов автомобильных красок нужны были импортные пигменты, перебои с поставками которых начались в 2022 году.

Однако российские производители не растерялись и начали занимать освободившиеся ниши.

Так, калиниградская группа компаний "Функциональные материалы", которая еще в 2015 году создавалась с прицелом на импортозамещение порошков химического назначения, вышла на рынок с новыми продуктами. Например, это противокоррозионный пигмент, который оказался в полтора раза дешевле фосфата цинка, традиционно применяемого в рецептурах.

При этом грунтовка на его основе в два раза лучше защищает покрытый ею металл от ржавчины, что подтвердили отраслевые научно-исследовательские институты. В 2022 году продажи пигмента увеличились на 300% по сравнению с предыдущим годом.

Другой продукт компании – гидроксид алюминия. Его доля на российском рынке, по задумке Минпромторга, к 2024 году должна вырасти с 30% до 50%. Он используется для снижения горючести веществ, нужных для создания композитных материалов, резинотехнических изделий, в производстве искусственного камня и изделий из ПВХ (например, пластиковых окон) и так далее. Все эти материалы активно применяются в России в строительстве, сфере пожаробезопасности и других.

Воронежская компания "АБС Фарбен" тоже занимается импортозамещением. Она представила широкую линейку сырьевых компонентов и добавок для акриловых дисперсий, диспергаторов, пеногасителей, биоцидов, эмульгаторов, загустителей, pH-регуляторов, коалесцентов и прочего сырья для лакокрасочной, строительной, деревообрабатывающей, упаковочной, целлюлозно-бумажной промышленности.

Сырьё разработано в собственной лаборатории российской компании. Во второй половине 2023 года она запускает завод по выпуску акриловых дисперсий и реологических добавок. Ранее вся такая продукция была импортной.

На международной выставке "Интерлакокраска-2023", прошедшей в начале марта в Москве, большой интерес породила линейка мастербатчей для создания токопроводящих напольных покрытий. Они защищают от искрообразования, препятствуют накоплению статического электричества, увеличивает устойчивость полимерных покрытий к стиранию.

Кроме того, все знают, что в советское время белой краски для стен, по сути, не было: она была серая.

Теперь российские производители научились делать ультрабелый пигмент-наполнитель, который делает краску и штукатурку белейшими – на зависть австрийским и немецким конкурентам.

Этот пигмент способен частично заменить дорогостоящий диоксид титана, который традиционно применялся при производстве фасадных и декоративных красок. Подмешав всего 10-20% российского пигмента вместо традиционного диоксида титана, лакокрасочные компании снижают себестоимость продукта без ухудшения его характеристик.

По мнению экспертов, структурные изменения на российском рынке займут ещё не один год. Процесс замещения импортного сырья на конкурентоспособный российский продукт требует кооперации предприятий химического комплекса и научно-производственных площадок, более активной деятельности компаний, внедряющих инновации в производство, а также, конечно, серьёзных инвестиций в маркетинг и распространение информации о российских продуктах.