Тема:

Главные события 6 минут назад

Позор США и Abrams Шредингера

Что теперь показывают часы Судного дня? И почему Америка так быстро избавилась от вьетнамского синдрома?

В четверг исполнилось 50 лет с поражения Соединенных Штатов во Вьетнамской войне. Для Америки – позорная страница истории. Под 60 тысяч погибших американцев, более 300 тысяч ранены. Не помогло ни новейшее американское оружие, ни напалм, которым выжигали леса и деревни, ни химическое оружие. Ни миллионы литров дефолианта Agent Orange. Вьетнамский народ американцы не сломили и бесславно драпали. Но вот исторический урок так и не усвоили.

От мемориала войны во Вьетнаме до знаменитой скамейки у четвертого моста от озера Мичиган в Чикаго – рукой подать. Двадцать лет прошло, а кое-что в Америке не меняется никогда.

Украинские флаги, которыми для напоминания, кто кому не земляк, завешен соседний квартал, – явление временное. Знать бы сколько времени осталось? Настораживает, что жовто-блакитной гаммой отливает и этот электронный циферблат. Стоя рядом с часами Судного дня, трудно представить апокалипсис. Вокруг университетские аудитории. И тем не менее всего 90 секунд – так близко к пропасти мир не был еще никогда.

В 1968-м, как повествуют стенды бюллетеня ученых-атомщиков, издающегося в Университете Чикаго, где начинался Манхэттенский проект, до Судного дня оставалось 7 минут. Пока ученые переводили стрелки, армейский связист Уэйн Мэп паковал свой мешок с вещами, чтобы лететь во Вьетнам. Поколение бэби-бумеров. Дети победителей, чьи отцы уж точно не желали им быть на стороне агрессора. Обоих заберут в морскую пехоту. Один вернется, второй – нет.

- Я видел, как убивали моих друзей. Я видел, как мой друг покончил с собой. Он подорвал себя. Ему было всего 20, у меня было ощущение, что он не хотел туда ехать. У меня плохие воспоминания об этом, – признается Уэйн.

- Какое было страшное воспоминание в ходе Вьетнамской войны?

- Они все поджигали, взрывали. Мне было страшно. Но и мы делали то же самое.

Ад у Кубрика основан на реальных событиях. 16 марта 1968-го года в 5:30 утра солдаты роты "Чарли" 1-го батальона 20-го пехотного полка армии США, высадившись на окраине деревни Сонгми, сразу открыли огонь по крестьянам, что работали на рисовых полях. Трупы скидывали в колодцы. Вьетнамская Хатынь. Жертвами резни стали 504 мирных жителя, включая 173 ребенка и 17 беременных женщин.

- Лейтенат сказал: иди и убей всех, и если я этого не увижу, что ты убил всех, кто может стрелять, застрелись. Я пошел, он всегда был рядом со мной. Я убил где-то 18-20 человек, – рассказал Варнадо Симпсон, участник массовой резни в Сонгми.

- Были ли среди них дети?

- Да, двое.

– А остальные были старики?

- Примерно поровну старых и молодых.

Лейтенант Уильям Келли, который отдал преступный приказ, получит десять лет тюрьмы, но не проведет в ней ни дня. Сейчас этот военный преступник – обычный пенсионер во Флориде. А тогда он просто внимательно прислушивается к своему президенту.

Цена такой победы – геноцид целого народа. Ковровые бомбардировки. За годы войны США сбросят 7,5 миллиона бомб – в два раза больше, чем в годы Второй мировой войны. На головы вьетнамцев льют напалм. Огненный вал в мгновение пожирает целые деревни и города, как Чанбанг, где с семьей от налета укрывалась десятилетняя Ким Фук.

Следуя тактике выжженной земли, американцы заливают джунгли адской смесью гербицидов и дефолиантов. К 1970-м годам Agent Orange Вьетнаме облита половина посевных площадей и лесных угодий. США распылили над страной 77 миллионов литров смертельной отравы, превратив в инвалидов три миллиона вьетнамцев и их потомков, которые страдают врожденными мутациями. Всего же число жертв войны превышает четыре миллиона. Мирные в абсолютном большинстве.

Эхо войны во Вьетнаме для США не только в количестве потерь – 58 220 погибших. Больше 300 000 раненных. Те, кто сберег свои тела, возвращаются с искалеченных душами. С собой они привозят вьетнамский синдром. До конца жизни не избавится от него и этот сбитый над Ханоем летчик.

"Нас расстраивало то, что мы не могли бомбить все, что хотели. Мы видели, как корабли русских заходили в порт Хайфон, загруженные ракетами "земля-воздух", предназначенные для защиты порта и Ханоя. Мы не могли по ним стрелять, а потом приходилось от этих ракет уворачиваться", – вспоминал американский политик Джон Маккейн.

Увернуться можно, лишь резко бросив самолет на крыло. В запасе обычно секунды четыре. Американские летчики называют этот маневр "танцем со смертью". Танцором Маккейн оказался плохим. Из озера сына и внука двух американских адмиралов вылавливают с поломанными руками и перебитой ногой. Пять с половиной лет жизни в тюрьме будущему сенатору обеспечит вьетнамский расчет зенитно-ракетного комплекса С-75 "Двина", отлично подготовленный советскими военспецами.

Помощь из Советского Союза лишает ВВС США уверенности в их господстве в небе. Снизу ПВО, а на хвост, глядишь, сядет ас Ли Си Цын. Это, конечно. байка. В отличие от реальных МиГ, за которые вьетнамцы благодарны до сих пор. Будь в небе над Ханоем тогда кто-то из их пилотов, и этой фотографии в Белом доме, где Маккейн на костылях в парадной форме перед Никсоном, могло и не быть.

Операция "Порывистый ветер". Вертолеты еще снимают последних счастливчиков с крыши посольства США в Сайгоне, а на окраинах уже вот так. Через 45 лет такие же репортажи американские журналисты будут передавать из Кабула. Новому американскому президенту надоест война президентов предыдущих. И их марионетки. У Байдена есть и свои.

Abrams Байдена – как Abrams Шредингера. То ли есть, а то ли нет. Ясно, что этот танковый таран использовали, чтобы окружить Берлин. И это удалось. Канцлер Шольц капитулировал и уже выкатывает свои Leopard. Но вот проверить, каковы американские танки в деле, получится не скоро. Кто-то говорит, к августу. Кто-то, – к с следующему январю. Завод General Dynamics собирает по 12 штук в год. А линия забита заказами для Тайваня и Польши.

Если писать жизнь с романа Оруэлла, где война – это мир, а свобода – рабство, то и поражение можно выдать за победу. С двоемыслием, однако, есть одна проблема. Все это работает только в коллективе, где согласны сходить с ума скопом. А что, если не все?

"В последние недели множество чиновников из администрации Байдена заявляли, что их цель — "вернуть Крым". Подождите-ка секунду! Вначале они говорили, давайте просто отодвинем Россию к границам, на которых она находилась до февраля 2022 года. Это казалось в некоторой степени разумным большинству людей, включая нас. Но отобрать российский Крым у России — этот ключевой для нее порт! Российские власти неоднократно говорили, и есть все основания им верить, что это приведет к ядерной войне", – сказал журналист Такер Карлсон.

Снять часы Судного дня со стены современности требуют и те, кто хочет вслед за Abrams выдать Украине еще дальнобойные ракеты и боевые самолеты.

- Что вы думаете о решении Байдена отправить им танки Abrams?

- Я не сторонник этого. Байден встал на скользкую дорожку. Не так давно он сам говорил, что отправка танков, самолетов – это Третья мировая война. И угадайте, что украинцы просят сейчас? Самолеты! – сказал Тим Берчетт, конгрессмен.

- Да, они хотят наши F-16. С танками люди должны понять, что это не как доставка из "Икеи". Упаковал Abrams и отправил. Там сложная логистика, цепочка поставок машин, техобслуживания. То есть американцы должны быть в это вовлечены. И вы видите реакцию России – они рассматривают это как прямое участие в конфликте, – отметил Мэтт Гаетц, конгрессмен.

Конгрессмен берет интервью у конгрессмена, потому что с такими мыслями в американский эфир обоим пробиться непросто. И все же окно возможностей для администрации Байдена начинает захлопываться. Первые предвыборные митинги Трампа в Нью-Гэмпшире и Южной Каролине задают тон всей президентской кампании, в которой от темы про Украину будет не отвертеться.

"Джо Байден из-за своей слабости и некомпетентности подвел нас к грани Третьей мировой войны. Если кто не знал, мы находимся на грани Третьей мировой. Став президентом, я принесу мир посредством силы, чего ранее никогда не случалось. Если бы меня переизбрали президентом, не было бы войны на Украине. Я бы добился мирного соглашения, о котором удалось бы договориться в течение 24 часов", – уверяет Трамп.

Так зачем Америке так рисковать – вопрос, который в последнее время в США задают все чаще. Неожиданный ответ пришел из Пентагона. Помощница министра обороны США по делам международной безопасности Селест Уолландер заявила: "Наша поддержка украинской обороны – это инвестиции в нашу собственную безопасность и процветание". Инвестиции – значит, деньги. Все остальное, как и раньше, просто так.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.