"Бродячий цирк": Киселев рассказал об уехавших деятелях культуры

Непросто приходится за границей сейчас многим звездам, покинувшим Россию после 24 февраля. Здесь они были востребованы и согреты государством и зрителями, зарабатывали миллионы. Там все по-другому. Из Нью-Йорка жалуется на жизнь театральный режиссер Дмитрий Крымов. Сын известного советского режиссера и педагога Анатолия Эфроса.

Из Латвии выметают телеканал "Дождь", который не продержался там и полугода. Примеру Латвии последовали Литва и Эстония. Первым лицензию на вещание "Дождя" отозвал Национальный совет по электронным СМИ Латвии. Глава совета оказался категоричен: "В связи с угрозой национальной безопасности и общественному порядку Национальный совет по электронным СМИ Латвии принял решение отменить разрешение на трансляцию телеканала "Дождь".

В России телеканал "Дождь" вещал 12 лет и лишь в марте этого года был заблокирован по решению Генпрокуратуры. Причина – "целенаправленное и систематическое размещение информации с призывами к экстремистской деятельности, насилию в отношении граждан России, массовым нарушениям общественного, а также к насильственному свержению конституционного строя".

Так чем не угодили латышам журналисты из России? Виноват ведущий Алексей Коростелев. В эфире 1 декабря он попросил зрителей присылать истории о проблемах в российской армии и нарушениях при мобилизации. "Многие из написанных историй на нашей почте и в Telegram становятся опубликованными. И мы надеемся, что многим военнослужащим мы смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на фронте", – сказал Коростелев. Позже он скажет, что его не так поняли, что это – другое. Он же чисто гуманитарно... Но не прошло.

Глава информационной службы "Дождя" Екатерина Котрикадзе заявила: "Произнес фразу о помощи российским военнослужащим. Фраза это ошибочная и категорически неприемлемая! Телеканал "Дождь" не занимался и не будет заниматься этим никогда! Мы приняли решение прекратить сотрудничество с Алексеем Коростелевым".

Жертвоприношение не помогло. Не помог и Евросоюз. Не сработали и пьяные слезы Натальи Синдеевой – гендиректора "Дождя": "Я больше так не могу. Все эти 4 дня я ужасно себя чувствую. Потому что то, за что я все эти годы боролась, за то, чтобы оставаться человеком в любой ситуации, в любой, что бы ни происходило, я чувствую себя просто отвратительной гадиной. Мы из-за ошибки уволили Лешу. Это было самое ужасное, что мы могли сделать в той ситуации. Нужно было отстранить Лешу от эфира, выдохнуть. И все эти четыре дня я хочу исправить эту ошибку и сказать: ''Леша, прости''. И, конечно, простить наших зрителей, которые видят, как мы себя повели. И да, возможно, после этого заявления все разрушится, возможно, не будет телеканала, не нужно это будет никому. Поэтому, Леша, Рита, Ровенский, возвращайтесь на "Дождь". Это была ошибка, никакого злого умысла, была очень плохая ошибка. И украинцы нас могут за это не простить. Но это ошибка, и люди совершают ошибки. Но я больше так не могу. Я хочу остаться человеком, как я оставалась все это время человеком, а не говном".

Синдеева оплакивает не только утрату лицензии в Прибалтике, но и коллектив "Дождя", поскольку команда рассыпается. В знак протеста против увольнения Коростелева редакцию покинули еще несколько сотрудников. Но это еще не завершение истории. Тут, как в половице: "Снявши голову, по волосам не плачут". Журналистов "Дождя" – уволенных и еще нет – похоже, из Латвии выдворяют, причем без отсрочек для детей, чтобы те окончили в школах хотя бы учебный год. По крайней мере, именно так ставит вопрос министр обороны Латвии Артис Пабрикс и сообщает, что процесс уже пошел.

Ну, и куда податься в "свободном" мире? Пока не ясно. А изнутри России случившееся выглядит так: "Между струйками дождя пройти не получится. Это важно знать всем "скитальцам" и предателям, которые сегодня удивляются, что права и свободы человека для США и Европы — лишь декорации. Хороших русских для Вашингтона и Брюсселя не существует. Их принцип: пока вы критикуете свою страну, вас терпят. Но в случае любого непослушания выбрасывают. Западным государствам необходимо, чтобы перебежчики были бóльшими бандеровцами, чем сам Бандера. "Скитальцы" неизбежно закончат тем же, что происходит с использованным материалом, — станут ненужными", – подчеркнул председатель Государственной Думы Вячеслав Володин.

Но случившееся с "Дождем" – все же идеологизированная история, замешанная на политике. Градус ужаса дикой русофобии виден на примере известной органистки Елены Приваловой, что уже как 10 лет живет и работает в Латвии. Концертов там у нее больше не будет. Из-за доноса. "Дорогие друзья, рижане! К моей большой горечи мой концерт 10 декабря отменен. Было заявление в общину церкви о том, что я поддерживаю войну, что является абсолютной ложью, а также о моей концертной деятельности в России (это правда). Мне ужасно жаль, что город, с которым связаны мой взлет, мое большое профессиональное становление, изгоняет меня. В этом году – ровно 10 лет моего пребывания в Риге, и оно подошло к концу. Я буду искать новое место для жизни. Мир огромен и прекрасен, и – самое главное – надо наполнять его добром, светом, радостью. Буду играть дальше везде, где только возможно, где музыка выше политики. Игра – это моя жизнь, мой воздух", – сказала Привалова.

А вот просто умора. Некогда популярная в СССР певица Лаймы Вайкуле. Вот ее "корма" – прямо по центру в кардабалете советского варьете. Так вот Лайма Вайкуле заявила, что прямо кормила весь Союз, а Алла Пугачева – Россию: "Мне приходят комментарии, что Россия вас создала, Россия, вы заработали денег. Я содержала филармонии, я содержала Советский Союз, выпуская свои диски. Я отработала и еще содержала Советский Союз. А Алла содержала всю эту Россию, которая сейчас что-то ей предъявляет".

Вообще-то уж более обласканных эстрадных певиц в нашей большой стране не было. Звания и награды, концерты на стадионах и "Голубые огоньки" – все это работало на славу, которая всегда легко конвертировалась в деньги – практически бесконтрольные. А сейчас выясняется, что это Лайма Вайкуле "содержала СССР". На этом-то ее и поймали дома за язык. Депутат латвийского сейма Алдис Гобземс расценил признание певицы как своеобразный каминг-аут, и теперь на Лайму Вайкуле заведено в Латвии уголовное дело. Но этого мало – еще и гражданства лишат. Алдис Гобземс берется проследить: "То, что мы услышали, – это открытый ящик Пандоры. Признание Лаймы в финансировании СССР – это каминг-аут. Это международный терроризм. Это финансирование афганского конфликта, это финансирование оккупации Латвии. Это финансирование геноцида украинского народа".

Что же до Аллы Пугачевой, то она перебралась в Израиль вместе с мужем и детьми, получила израильский паспорт, а всех, кто ее осуждает, теперь называет "продажными тварями": "Смотрю на небо и говорю: "Господи, прости этих жалких продажных тварей, лицемеров и лжецов, ибо они не ведают, что творят".

В Израиле тем временем интересуются, законно ли у Пугачевой израильское гражданство? 13-й телеканал Израиля провел свое расследование6 "В законе о репатриации есть определение человека, являющегося евреем. Это тот, кто родился от матери-еврейки и не поменял веру. Ну, а муж Пугачевой Максим Галкин на самом деле христианин, и они даже обвенчались в церкви. Благодаря мужу, у которого мать – еврейка, им разрешили иммигрировать в Израиль. Но муж обвенчался с ней в христианской церкви. Я даже видел, что во время венчания на его груди была иконка с изображением Иисуса. Кроме того, он также сказал, что принял христианство. Поэтому согласно закону о репатриации гражданство ему предоставлять не положено".

Впрочем, непросто приходится за границей сейчас многим звездам, покинувшим Россию после 24 февраля. Здесь они были востребованы и согреты государством и зрителями, зарабатывали миллионы. Там все по-другому. Из Нью-Йорка жалуется на жизнь театральный режиссер Дмитрий Крымов. Сын известного советского режиссера и педагога Анатолия Эфроса. Любимец публики и театральных критиков. Обладатель двух премий "Хрустальная Турандот" и пяти наград "Золотая маска". Причем последнюю Крымов получил весной, уже после того, как покинул Россию. В Москве до февраля шли девять его спектаклей. В Нью-Йорке осваивает новый быт.

"Я вообще в Москве не езжу на метро, у меня машина. А здесь у меня машины нет, я в метро, и это довольно утомительно. Часто едешь на репетицию в метро, приходишь усталый. Еще и билетик не знаю, как купить. Никто же не проводит курс молодого бойца", – говорит Крымов. Вообще вызывает сочувствие. Что он там вообще забыл? И кому нужен?

"Мы объявили о создании лаборатории моей, которая была в Москве. Пока одна женщина дала 400 долларов. Она видела наш спектакль здесь в Филадельфии. Подруга нашей подруги. Теперь и наша подруга. На эти 400 долларов мы можем провести 10 репетиций. Мы блуждаем, вот уже третье помещение, которое мы меняем. Никто не получает ничего", – признался режиссер.

А вот в чем жизненный план – ждать звонка из России: "Когда все закончится, я очень надеюсь, что тут же раздастся звонок из Театра Фоменко, из МХАТа, из Театра Пушкина, где я начал делать спектакль, с требованием расписания репетиций, чтобы я его утвердил, и продолжением этих трех работ по крайней мере".

Вообще оказывается, можно быть талантливым, большим режиссером и в то же время личностью, гражданином, мужиков в конце концов совершенно иного масштаба. Вот говорит и все приговаривает: "не могу", "не знаю", "боюсь", "страшно": "Я не знаю, я ничем помочь не могу, не знаю, как. Но как бы я не хотел уезжать, для меня это всегда пункт был страха, что надо будет когда-нибудь... Я не знаю, я только понимаю, что по остроте и по откровенности, когда вспоминаю многие свои спектакли, сейчас поставить так… Я не знаю".

К середине октября по России и утраченным возможностям затосковал и Андрей Макаревич6 "Я в Москве был в гораздо большей степени реализован. У меня было больше дел, потому что вокруг меня было больше творческих людей, которых я знал и которые знали меня. И все время вокруг кипели какие-то идеи. И ты в чем-то участвовал. Это была очень-очень насыщенная среда".

Вообще все довольно однообразно. Уехавший в США солист Little Big Илья вспоминает, как неплохо жилось в России. Еще хорохорится, мол, поступил правильно, что уехал. Но разочарование и некоторая озлобленность в голосе все же проскальзывают: "У меня есть совесть. Я потерял это все. Можно сказать, хоть на секунду я приблизился к Алле Борисовне. Да, я был богатым. Сейчас я небогат. Сейчас мы выступаем, и все деньги уходят на команду, по факту на жилье и еду. Все. Раньше у меня были деньги, машина, дом. Я всего этого лишился, и теперь у меня нет контрактов рекламных, которые большие, по полмиллиона евро, по миллиону евро. Теперь их нет, и я не жалею, потому что совесть важнее".

Про что это "совесть", в данном случае малопонятно. Ну, разве что "на секунду приблизиться к Алле Борисовне". Масштабно. Да кого ни возьми, все одно и то же. Без России-матушки туговато. Юмористка Елена Воробей еще совсем недавно жаловалась в эфире израильской радиостанции на московскую жизнь и строила планы на "Ханукальные встречи Пугачевой": "В Москве я находилась в жутком стрессе. Начали уезжать знаковые – умные, культовые люди. Я приехала в Израиль и обнаружила столько талантов в одном месте – Аллу Борисовну Пугачеву, Ваню Урганта... Я со своим определенным чувством юмора сказала: "Слушайте, были ''Рождественские встречи'', а не пора ли делать ''Ханукальные встречи Пугачевой".

А в понедельник Воробей уже в Петербурге, как ни в чем не бывало ведет премию "Звезды "Дорожного радио", поет и лихо отплясывает на сцене в красном латексном костюме.

Уехавший в Израиль шоумен Иван Ургант уже летом был замечен на корпоративе крупного бизнесмена из Омска. Осенью – в Питере. А 1 декабря Ургант выступал в Азербайджане в роли ведущего на мероприятии, посвященном выходу на азербайджанский рынок российской компании "Абрау-Дюрсо".

К новогодним заработкам подоспел и певец Максим Леонидов, который ранее осудил СВО и уехал, объявив, что собирается сделать Израиль центром своей жизни. Первый раз он объявился на родине летом, хотел подзаработать в одном из московских клубов, но его выступление отменили. И вот – второе пришествие. Как ни в чем не бывало Леонидов вышел на сцену Московского дома молодежи в премьере своего мюзикла "Ничего не бойся, я с тобой".

Певец-пацифист Валерий Меладзе, который заявлял о потере всякого интереса к шоу-бизнесу и желании сменить сферу деятельности, в конце августа появился в Москве и дал концерт в клубе "Радуга".

Послушайте, все одно и то же. Как там хорошо, но почему-то хочется сюда. Бродячий цирк.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.