Разведчики отправились в Арктику, чтобы отдать дань памяти советскому агенту Дейчу

Советский разведчик-нелегал Арнольд Дейч погиб в 1942 году во время морского перехода в Арктике. Он должен был переправиться на танкере "Донбасс" в Латинскую Америку, но танкер настиг немецкий эсминец. 7 ноября исполнилось 80 лет со дня гибели разведчика и тех, кто был с ним на судне. К этой дате СВР рассекретила личное дело Дейча.

У нас в программе – материал коллеги Сергея Брилева о совместной экспедиции Северного флота и Службы внешней разведки России к месту гибели разведчика-нелегала Арнольда Дейча. В понедельник, 7 ноября, исполнилось 80 лет со дня, когда он и его товарищи затонули на борту танкера "Донбасс", совершавшего сверхсекретное одиночное плавание в Арктике. К этой дате в СВР рассекретили личное дело разведчика. Арнольд Дейч провел операции, результаты которых до сих пор крепят безопасность России. Ну а вернувшись из Арктики, Сергей Брилев продолжил поиски следов деятельности разведчика Дейча в Латинской Америке.

Итак, репортаж, где то, чего до сих пор в эфире не было никогда.

Нос нашего корабля разбивает волну. Есть такое выражение "судовая роль", то есть списочный состав тех, кто на борту этого гидрографического судна Северного флота сейчас идет уже в сторону Северного полюса. Это люди в морской форме, но также офицеры Службы внешней разведки. Что они там высматривают?

Шли мы там, где летом 1942 года немцы вычислили и разгромили союзный конвой PQ-17. К осени того года было принято решение – попытаться отправлять суда не конвоями-караванами, а по одиночке, так называемыми капельками. На одну такую "капельку", какой был танкер "Донбасс", тогда зашел и советский разведчик-нелегал Арнольд Дейч.

Еще на тренировке перед выходом в море нас проинструктировали: естественно, никаких четких изображений тех, кто в данном случае является сотрудниками даже не просто СВР, а Управления "С", то есть разведки нелегальной. Правда, на митинге перед отходом из Североморска мы могли снять открыто замдиректора СВР генерала армии Евгения Колесникова.

"Арнольд Генрихович Дейч работал и выполнял разведывательные задания в разных странах, но цель у него была одна – обеспечение мира и безопасности нашей Родины", – сказал Колесников.

Моряков снимать, было, конечно, проще. На митинге на берегу был командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев.

– Мы сейчас где?
– Мы сейчас находимся примерно вот здесь, вот на этой точке, – показывает капитан гидрографического судна Северного флота "Ромуальд Муклевич" Руслан Дильмухаметов.

Точка – 76-я параллель между Новой Землей и Шпицбергеном. Там в последний раз видели разведчика Дейча. Там же наш капитан показывает нам, какие что означают сигнальные вымпелы. Из них складываем слово "Дейч" и создаем ширму, за которой скрываем того нашего собеседника, кто – самый-самый настоящий разведчик-нелегал XXI века.

– Вот я смотрю на вас, ну, то ли аргентинец, то ли испанец, то ли итальянец. А вы русский по происхождению?
– Русский.
– Я слышал, как вас коллеги называют, но не могу назвать это. Давайте, как корабль (у нас "Ромуальд" корабль), я вас Ромуальдом буду называть.
– Хорошо. Мне нравится.

Дейча в середине 30-х направили в Лондон. Из его рассекреченного только теперь личного дела мы можем показать его абонемент в Британскую библиотеку. По легенде, он тогда приехал учиться на психолога в Лондонский университет. Но и университеты в других английских городах его живо интересовали. Из его доклада в Центр: "Университеты в Кембридже и Оксфорде известны своими левыми настроениями".

Единственный сотрудник СВР, кого мы можем показать в лицо на борту, – только-только рассекреченный официальный историк Управления "С".

"Я много видел дел, но чтобы такие результаты одним человеком были достигнуты – это, можно сказать, беспрецедентное дело", – говорит сотрудник СВР Павел Снитко.

Завербованная именно Дейчем "кембриджская пятерка" – это Дональд Маклин, Гай Берджесс, Джон Кенкросс (они работали на Москву из недр Форин-офиса и британских спецслужб). Это Энтони Блант (он дослужился до советника короля) и это, конечно, Ким Филби.

– Ну, Ким Филби занимал очень интересные позиции. Прежде всего, это во время войны, Курская битва. Потому что англичане не передавали ту информацию, которую они читали по "Энигме", – рассказал Ромуальд.
– Немецкий шифр, который они расшифровали?
– Да, немецкий, они расшифровали.
– Но не передавали Советскому Союзу?
– Не передавали.
– А Ким Филби передал?
– Передал, да.

Еще именно "кембриджская пятерка" первой сообщила в Москву, что на Западе началась работа над ядерным оружием. Но еще раз: завербовал их Арнольд Дейч. В конце 30-х его вывели из Британии в Москву, и только сегодня мы можем достоверно рассказать, куда же на борту танкера "Донбасс" он шел в Великую Отечественную.

"Многие сейчас удивятся, конечно, потому что везде говорят, что их основным пунктом была Америка. Нет, это не так. Точно совершенно, они двигались в Аргентину", – говорит Павел Снитко.

Запасной вариант был – соседний с Аргентиной Уругвай. Уругвай и сегодня самая тихая, самая уютная, самая спокойная страна в Южной Америке, а уж тогда она привлекала сотни тысяч европейских эмигрантов, которые находили здесь спасение от всех этих тогдашних европейских ужасов. В итоге именно в Уругвае сложился удивительный интернационал и удивительные пересечения, которые живо интересовали советскую разведку. О том, в чем было задание Дейча в Южной Америке, – в нашем фильме в декабре. О том, кто его там ждал, впервые в эфире уже сегодня.

Но сначала нам надо внимательно послушать, что еще официальный историк СВР говорит о плавании на "Донбассе".

"Им выдали каждому фуфайку, cолдатские шаровары, солдатские валенки, шапки-финки. И носки хлопчатобумажные. Вот это вся их экипировка", – рассказал Снитко.

Вы услышали? "Им" и "их". Дейч был не один. Сегодня мы впервые можем рассказать, что в Арктике его спутником был испанский коммунист Хосе Марин Эспосито. А еще одним маршрутом в Новый Свет собиралась женщина. На этих фото Дейч со своей семьей: его ребенок и его жена Финни. Но для поездки в Южную Америку он сфотографировался с той, кого Центр назначил ему в жены для прикрытия. После войны она, Герда Франкфуртер-Штерн, станет видным партийным функционером в ГДР. А в 42-м она должна была обеспечить плавное внедрение Дейча в новую для него Южную Америку. В деле сохранился заветный адрес в Монтевидео.

Улица Педро Берро, дом 728. Значит, дальше где-то должен быть 734. Согласно личному делу Арнольда Дейча, в доме с таким номером проживал некто Рихард Франкфуртер. Берлинский адвокат-еврей, который бежал от преследования нацистов, был родным отцом фиктивной жены Дейча. Жил он в квартире номер 7. Правда, непонятно, как мы теперь, после реконструкции, найдем в этом доме такую квартиру.

Мне нужна квартира номер 7. Внизу, на входе в подъезд, я такой квартиры не видел, такого номера обозначено не было. Но в старых домах в Монтевидео надо оглядеться. Номер 7! Старая табличка электрической компании. Ну, ей хороших лет 70. И старый звонок.

Ну, ладно. Снаружи высчитываем балкон этой квартиры. Наверное, на нем стоял адвокат Франкфуртер, выглядывая свою дочь. Неужели он не помог бы обжиться ей и ее мужу? И что бы тогда Дейч наработал и в Южной Америке? Но разведчику не суждено было здесь появится. Наступило утро 7 ноября 1942 года, годовщина революции. На палубе прошел митинг, а скоро над танкером появился немецкий самолет-разведчик.

Другие советские суда получили предупреждение, что в этом районе рыскают немцы, а на борту "Донбасса" не оказалось обновленных радиошифров. В бою, завязавшемся с подошедшим немецким эсминцем, выжили всего 15 человек. Среди них капитан, который потом прошел через нацистские концлагеря, но вернулся домой.

"Он рассказал, как погиб Дейч. Он видел сам, как уходила носовая часть, и Дейч там лежал с перебитыми ногами около орудия и ушел вместе с носовой частью, носовым орудием под воду", – пояснил Снитко.

– У этого эсминца было полное преимущество оружия, он мог стрелять в два раза дальше, чем танкер, – говорит капитан Дильмухаметов.
– И тем не менее танкер "Донбасс" и конкретно Дейч в оружейном расчете дают бой?
– Конечно, да.
– Самоубийство?
– Нет, это долг.

"Ну, цельная натура. Вот он напрямую, этот враг. Мне кажется, что это достойно любого человека и борца. Он доказал, что он боролся до последнего с фашизмом", – добавляет Ромуальд.

"Арнольд Генрихович Дейч за ту великую работу, которую он сделал для нашей родины, не получил ни одной ни ведомственной, ни государственной награды. Сейчас мы хотели бы восстановить историческую справедливость и посредством этого венка передать Арнольду Дейчу знаки нашего подразделения", – заявил руководитель экспедиции.

"Для увековечивания памяти погибших моряков на танкере "Донбасс", памяти разведчика Арнольда Дейча, венки, цветы возложить", – командует капитан судна.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Telegram.