Польша хочет отнять у Чехии земли

Польша, которая сейчас переписывает историю под себя, выдвинула претензии к Чехии. Варшава хочет отнять почти 400 гектаров земель, которые, как она считает, достались Праге несправедливо. Этим польские аппетиты не ограничиваются. Почти полтора триллиона евро Польша требует от Германии – в качестве репараций. Почему Варшава начала добиваться уступок и денег от соседей именно сейчас?

Территориальные претензии Варшавы к Праге – это 3,68 квадратных километра площади. Для понимания масштабов: меньше 1%, скажем, площади Варшавы, может, несколько кварталов в лучшем случае. Несколько лет назад Чехия собиралась было распрощаться с этим клочком земли, но потом передумала. Поляки не забыли и решили вновь разложить карты на столе, как считает оппозиция в лице депутата Европарламента Яна Ольбрихта, крайне невовремя: "Время, в котором оказались Европа и мир в результате войны России с Украиной, не подходит для решения спорных вопросов с соседями, тем более что наши отношения с Чехией уже обострились из-за проблемы с шахтой в Турове".

Эту шахту в 15 километрах от чешского города Либерец Прага пыталась закрыть через суд ЕС как крайне вредную для экологии. Тяжба закончилась сделкой – поляки платят 45 миллионов евро, чехи отзывают иск. Но теперь поляки требуют у чехов землю, словно на дворе снова 1938 год. В тот день, когда в Мюнхене Гитлер, Муссолини, Чемберлен и Даладье договорились разделить Чехословакию на части, Польша, которую в Мюнхен не позвали, объявила Праге ультиматум, требуя отдать ей Тешинскую область.

В Пражском Граде пытались решить сложнейшую дилемму – пытаться отстоять независимость, опираясь на поддержку Москвы, или капитулировать перед Гитлером под давлением Лондона и Парижа. СССР готов был оказать военную помощь и уже выдвинул войска к границе. Но Красную Армию не пропустили поляки, которые уже начинали военную оккупацию этой части Чехословакии. Аннексия была проведена с молчаливого согласия Франции и Британии и при поддержке Гитлера.

Судетские горы в итоге забрала Германия. Юг Словакии отошел Венгрии. А вот то, что получила Польша, – 805 квадратных километров. В масштабе площадь опять выглядит ничтожно, но во всяком случае это по площади уже как полторы современных Варшавы. За этот непреодолимый инстинкт – оторвать хоть часть у поверженного соседа – Польша потом удостоится от Черчилля сравнения с гиеной.

"На нас, как на жертву, слетелись стервятники. Поляки забрали у нас Тешинскую область. Венгры забрали целый кусок Южной Словакии. Его уже на карте нет, но во время подготовки Мюнхенского договора разделялась и Словакия", – рассказал Ярослав Буковский, председатель Союза борцов за свободу региона Пльзень.

Немецкая оккупация эти границы стерла, а после войны Польша приросла промышленными землями Германии. Произошло это, естественно, благодаря СССР. Но обо всем этом в Варшаве сегодня вспоминать не станут. Иначе как можно будет требовать триллионы репараций с Германии, о чем стало известно недавно. С Германии, которую лидер консерваторов Ярослав Качиньский мечтает потеснить на троне европейского гегемона.

"В ЕС есть правило: кто сильнее, тот лучше. А поскольку Германия сильнее всех, господствует старая немецкая концепция, которую можно назвать неоимперской. Канцлер Германии Олаф Шольц хочет построить сверхгосударство мирового значения под руководством Германии", – заявил Качиньский.

В ходе этого выступления на форуме в Карпаче Качиньский критиковал ЕС постоянно. Говорил, Польша была вынуждена в свое время вступить в Евросоюз только ради экономического развития, но культурно и ментально в британской The Guardian припомнили Качиньскому критику трансгендеров.

Но вообще амбиции правящей партии могут быть куда масштабнее. "Польша сейчас мучима фантомными болями о своем имперском величии XVI века. Она мечтает, спит и видит опять взять Галицию, чтобы Львов стал польским городом. Но Германия может Польше предъявить претензии. Ведь СССР даже без договоренности с США отдал огромную часть Силезии, Шлезии, это были не завоевания гитлеровской Германии, а это была территория, которая лет 400 была Пруссией", – отметила док­тор исторических наук, член Общественной палаты РФ Наталия Нарочницкая.

Территориальные споры между Варшавой и Прагой велись и после 1945 года, доходило до вооруженных столкновений. Москва пыталась уладить конфликт и заставила стороны подписать соглашение в 1958 году. После распада Варшавского договора поляки решили, что тогда их просто обманули.

"С помощью такого рода вещей польская правящая партия пытается отвлечь внимание польских избирателей от провальной экономической политики правительства Матеуша Моравецкого. Конечно, с одной стороны, эта история будет греть их самолюбие, и требование отдать земли поддержат многие поляки, но с другой стороны, если брать реальную ситуацию, я не думаю, что что-то из этого выйдет", – подчеркнул эксперт по вопросам Польши Станислав Стремидловский.

Речь даже не идет о какой-то конкретной территории – Польша требует некие абстрактные земли, еще в 2005 году отказавшись от денежной компенсации, которую Чехия предлагала. И сейчас, вероятно, откажется, потому что тема слишком хорошо работает на привлечение избирателей, которые через год должны голосовать на парламентских выборах.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.