Борьба за кресло Джонсона: террариум предателей

В конце июля в Британии собираются бастовать железнодорожники, в начале сентября – учителя. Можно не сомневаться в том, что какого бы лидера ни выбрали сегодня консерваторы, этот человек вряд ли волшебным образом решит накопившиеся проблемы.

Консервативная партия Британии выбирает себе председателя, а значит, и нового премьера страны. Процедура небыстрая. Так что Борис Джонсон как минимум до осени в кресле премьера еще посидит. А пока у нас есть возможность оценить саму по себе технологию появления премьера и кандидатов.

В лучшие времена, выступая в парламенте, Джонсон мог рассчитывать на поддержку своих министров, теперь опираться не на кого – за спиной сидят те, кто его предал, да еще и готов занять его место. В борьбе за кресло Джонсона из шкафов его потенциальных преемников один за другим посыпались скелеты. Все готовились заранее.

Глава британской дипломатии еще Лиз Трасс еще в прошлом году забралась на танк. Она уже тогда целила в премьеры, подражая Маргарет Тэтчер. Выяснилось, что в это время министр финансов Риши Сунак втихую готовил свой предвыборный сайт. У Джонсона осталось право лишь на эпитеты: Сунак – "предатель", Майкл Гоув, еще один некогда приближенный министр, так и вовсе "змея".

В этом "террариуме" барахтались сначала 8, а теперь остались пять кандидатов, двоим из которых нужно любой ценой пробиться в финал. Особенность этих выборов премьер-министра Великобритании заключается в том, что голосует не вся страна, а только лишь члены правящей Консервативной партии, а они составляют всего лишь 0,4% от общего электората. Подавляющее большинство тех, кто будет голосовать, – представители высшего или среднего классов британского общества. В основном это белые мужчины, и около 40% из них старше 65 лет. Согласно внутрипартийным опросам, их симпатии на стороне резервиста Военно-морских сил Пенни Мордонт. Она была первой в истории Великобритании женщиной-министром обороны. Оценивая этот прыжок судьи телевизионного шоу, в котором восемь лет назад участвовала Мордонт заявили, что у нее элегантность "дорожной плиты".

"Я думаю, что сейчас мы должны были бы говорить о падении уровня жизни. Мы должны были бы говорить о здравоохранении, но позвольте я выскажусь на тему, которая явно затмевает все остальные. Я думаю, что это была Маргарет Тэтчер, которая сказала, что у каждого премьер-министра должен быть "член". У такой женщины, как я, его нет", – заявила Мордонт.

Мордонт под стать ее ближайшей конкурентке Лиз Трасс. К России обе они относятся одинаково плохо. По части русофобии всех переплюнул замыкающий список кандидатов депутат-консерватор Том Тугендхат. Бывший военный, он ни дня не занимал хоть какой-то министерской должности: "Мы можем заморозить российские активы в этой стране, все активы. Мы можем выслать российских граждан, всех российских граждан. Мы можем принять решение по защите своих интересов, британских граждан и международных партнеров".

Тугендхат оказался победителем первых теледебатов, по оценкам зрителей. Он понравился им тем, что хорошо знает книги о Гарри Поттере и процитировал слова профессора Дамблдора, о том, что "с врагами воевать легче, чем с друзьями", но больший эффект произвело его утверждение, что Борису Джонсону верить нельзя.

Досиживающий последние дни в кресле премьера Борис Джонсон никого из потенциальных сменщиков рекомендовать стране пока не стал. Зная характер нынешнего премьер-министра, нетрудно предположить, что он решил уйти, но не навсегда.

Уже пошли разговоры о том, что Джонсон решил пересидеть смутные времена, чтобы потом вернуться в большую политику и попытаться еще раз стать премьер-министром, как это сделал его кумир Уинстон Черчилль. Но у Черчилля в активе было участие в победе во Второй мировой войне, а Джонсон может предъявить только Brexit, из-за которого Британия до сих пор терпит многомиллиардные убытки.

Пока большинство депутатов-консерваторов отдают свои голоса бывшему министру финансов Риши Сунаку, но, по опросам, в финале его легко разобьют Пенни Мордонт или Лиз Трасс, хотя основные проблемы сейчас лежат в сфере британской экономики: энергетический кризис, инфляция. Этим летом к ним добавился еще и транспортный коллапс: десятки тысяч пассажиров не могут вылететь вовремя из-за того, что во время пандемии были уволены тысячи людей, теперь некому работать в авиакомпаниях и аэропортах.

В конце июля собираются бастовать железнодорожники, в начале сентября – учителя. Можно не сомневаться в том, что какого бы лидера ни выбрали сегодня консерваторы, этот человек вряд ли волшебным образом решит накопившиеся проблемы.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.