Святая Феврония Сирская, которой не было

В день почитания Петра и Февронии Муромских уместно поговорить о преподобномученице Февронии из Нисивина, которую Православная Церковь также вспоминает 8 июля. Вернее, наоборот, к дню ее памяти были приписаны российские святые – покровители семьи.

Праздник, получивший название Дня семьи, любви и верности, появился относительно недавно. И 8 июля его отмечают потому, что в этот день Русская православная церковь вспоминает о жизни святых Петра и Февронию Муромских. Но мало кто знает, что первоначально это был день памяти преподобномученицы Февронии Сирской, жившей в III веке в царствование императора Диоклетиана. А поскольку Сирская дева была небесной покровительницей Муромской княгини, дата автоматически закрепилась за Петром и Февронией.

Первое, что удивляет, о святой, жившей почти две тысячи лет назад, до нас дошло довольно много информации. Феврония происходила из Нисивии – современного Нусайбина – города на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы. В ее времена это была граница Римской и Персидской Империй, а сам город с 298 года принадлежал Римлянам. Нисивия была важным военным и торговым пунктом, центром образованности.

Известно, что Феврония воспитывалась в монастыре города Сиваполя в Ассирии, поскольку ее тетя была там игуменьей. Вернее, не совсем в монастыре, а тетя – не совсем игуменьей. И это очень интересно, поскольку несмотря на то, что Феврония называется преподобномученицей, в современном смысле монахиней слова она не была. Современником Февронии был великий древний подвижник, основоположник особого сирийского монашества, персидский мудрец Афраат. При нем в Сирийской Церкви появились особенные общины посвящающих свою жизнь Богу мужчин и женщин, называвших себя "Сынами и Дочерьми Завета".

Именно в такое общине и жила Феврония. Девушка была так хороша собой, что настоятельница, боясь за нее и ее чистоту, назначила племяннице гораздо более строгий образ жизни, чем остальным. Боялась она, как видно, не случайно: посвящение Богу девства юных христианок приводила язычников в неистовство. В первую очередь – правителей.

В остальном житие похоже на многие другие, связанные с царствованием известного своей жестокостью Диоклетиана. Он отправлял в разные области империи своих верных подданных искоренять христианство огнем и мечом.

Слухи опередили приход гонителей, и девушки сумели скрыться. Почти все: Феврония была больна, поэтому осталась. Ее схватили и привели на суд. Тут надо пояснить, что процесс над христианскими девами обязательно строился по двум направлением, каждое тщательно отрабатывалось: от девушек требовали отречения от веры, и им обещали благополучный брак с супругом-язычником.

Таким образом девушка должна была совершить двойное отречение: провозгласить императора своим господином, и, согласно логике римского права, обрести в лице могущественного супруга нового отца (римляне знали, что христиане называли Иисуса "Отцом на небесах").

Конечно, о красоте Февронии в ее житии было упомянуто неслучайно: красавицу уговаривали выйти замуж и отказаться от христианства и девства с особенной жестокостью. Возможно поэтому или от того, что во время ее мучений несколько человек стали христианами, а позже возле мощей стали происходить чудеса, святую стали почитать на Востоке почти сразу. И почитают до сих пор.

Тем не менее историки Церкви уверены: об исторической Февронии сказать ничего нельзя. Начиная с того, существовала ли вообще она.

Дело в том, что монастырь с мощами Февронии принадлежал группе монофизитов-севириан. Это сторонники Александрийской богословской школы, у которых наряду с почитанием воскресного дня почиталась пятница: этот день был посвящен изучению Священного Писания. От них позже заимствовали почитание пятницы мусульмане. Именно в здесь было создано описание мученичеств Февронии. Написано оно было на сирийском языке в короткий период между 628 и 639, когда Нисивин вернулся под влияние византийской Церкви.

А поводом для написания текста стал конфликт монастыря с епископом Низибийским Иаковом, который пришел с византийской администрацией. Иаков хотел забрать мощи в город, монастырь отдавать не хотел, хотя и знал, что епископ имеет все права. Но был один способ остановить изъятие мощей: если на месте их почитания совершаются чудеса, святыню трогать запрещалось. Поэтому в срочном порядке в монастыре обнаружилась старинная сирийская рукопись, где подробно излагались все события, вплоть до описания многочисленных чудес.

Так мощи остались на своем месте. Но, будучи добрыми христианами, монахи подарили епископу Иакову один зуб. И Феврония становится из севирианской общехристианской святой: в империи разворачивается настоящий культ ее почитания. В первую очередь, в Константинополе.

Первоначально днем памяти святой Февронии было 7 июля. Подтверждение тому есть в сирийской рукописи. Дело в том, что в Нисивии праздник рождества Иоанна Предтечи, приходящийся на 7 июня, появился только в VII веке. Казалось бы, какая разница. Ведь в православном календаре есть, когда дни вспоминаются сразу несколько святых.

Однако объяснение было: центром почитания Февронии в Константинополе стала церковь Иоанна Предтечи. И, чтобы паломники не путались, даты празднования разделили, и день памяти святой Февронии сдвинули на 8 июля.

А что храм станет посещаем многими, византийцы просчитали заранее. В крипту храма ежедневно приходили толпы мужчин-почитателей святого Артемия: здесь находился саркофаг с его мощами. Мученик Артемий стал чрезвычайно популярен в VI веке, благодаря чудесным исцелениям болезней мужской половой сферы, особенно паховых грыж. Артемий являлся больным во сне и избавлял людей от страданий, либо, наоборот, насылал половые заболевания на грешников. Об этом было доподлинно известно из анонимного византийского текста VII века "Чудеса святого Артемия".

Однако женщинам тоже хотелось исцелений таких болезней, и на помощь им пришла святая Феврония – упоминание о ее чудесах есть в том же сборнике.

Мощей Февронии ни у кого не было, но в церкви Иоанна Предтечи для нее сделали отдельную часовню.