Разведчики-нелегалы: чем страна обязана неизвестным героям

Обычно здесь не снимают. 100 лет самому секретному подразделению СВР.

Служба внешней разведки должна сосредоточиться на получении информации, помогающей промышленному развитию России в условиях санкций, и не ослаблять внимания к вопросам безопасности наших граждан за рубежом. Так считает Владимир Путин, который посетил штаб-квартиру СВР. Президент возложил цветы к монументу отечественным разведчикам.

В эти дни исполнилось сто лет одному из самых секретных подразделений ведомства – управлению, которое курирует резидентов-нелегалов. Это люди, чьи биографии, имена и подвиги зачастую навсегда остаются строго охраняемой государственной тайной. И лишь единицы знают о том, чем страна обязана таким неизвестным героям.

"С чего начинается Родина" – под мелодию этой известной песни Владимир Путин возлагает цветы к скульптурной композиции "Отечество. Доблесть. Честь". Памятник посвящен сотрудникам СВР – в момент создания ИНО – иностранного отдела ВЧК – в том числе нелегальным разведчикам. Этому прославленному и при этом самому засекреченному подразделению СВР Управлению "С" на днях исполнилось 100 лет.

На арке – узнаваемые символы разных городов всех континентов – поле деятельности нелегалов, то есть разведчиков, работающих не под дипломатическим прикрытием, а под видом гражданина какой-либо страны. А иногда и десятков стран. Как это было с нашим уникальным разведчиком Дмитрием Быстролетовым, владевшим более чем двадцатью языками. Это только часть его паспортов на чужие имена, изготовленные Службой документирования ИНО в 30-е годы – турецкий, американский, чехословацкий, британский – когда он выдавал себя за сына английского лорда, аристократа в седьмом поколении. И ему верили – Быстролетов добывал и секретные военные технологии – закаливания крупнокалиберных стволов орудий фирмы Skoda – и дипломатические шифры посольств, что в итоге дало ключ даже к переписке Гитлера с Муссолини.

Это экспонаты, представленные на выставке "Профессия – иностранец" в Государственном литературном музее. А это запись легендарного нелегала Рудольфа Абеля (настоящее имя – Вильям Фишер). В 40-е он руководил советской разведсетью в США и помог Курчатову ускорить работы по созданию атомного оружия, добыв ядерные секреты американцев и англичан. Разоблаченный в результате предательства и обменянный в итоге на американского летчика Пауэрса, он и под угрозой смерти оставался верен своему долгу, стране и себе. Вот на этом небольшом листке бумаги его рукописное обязательство, по сути, клятва.

"Здесь есть такая фраза: "Я обязуюсь, став нелегальным разведчиком, подчинить всю свою дальнейшую жизнь, свои стремления, свое поведение интересам моей Родины". Это не какой-то контракт на определенный срок, не договор, а это обязательство, которое изменяет всю последующую жизнь", – отметил Дмитрий Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Недаром их труд называют подвижническим, а самих нелегалов – золотым фондом.

С виду обычное портмоне, в действительности скрытый фотоаппарат. Вещица принадлежала легендарной чете Вартанянов, спасших "большую тройку" – лидеров Сталина, Черчилля, Рузвельта – в Тегеране в 1943-м. Сейчас, в эпоху "цифры", техника, конечно, устарела, но и по сей день активно используются созданные в те годы принципы и подходы работы с людьми.

Всего несколько стран в мире могут отправлять людей для работы, что называется, с нелегальных позиций, но на короткий срок. И только в России есть и система подготовки, и люди, готовые десятилетиями едва ли не всю жизнь служить Отчизне.

"СВР – это уникальное явление, нигде больше нет такой службы, такого подразделения, централизованно готовящего и сопровождающего работу разведчиков-нелегалов. Что касается того, как относится противник к разведчикам-нелегалам, то их считают одними из самых опасных, потому что их очень трудно найти и раскрыть", – отметил один из сотрудников СВР.

А тех, кто уже даже давно вышел в отставку, в СВР открывают очень дозированно. Так, недавно стали известны имена семейной пары нелегалов – это Виталий и Тамара Нетыкса, работавшие где-то в Латинской Америке.

100-летнему юбилею Управления "С" на территории штаб-квартиры СВР был открыт монумент отечественным разведчикам-нелегалам всех времен, собирательным образом которых стал Максим Исаев – известный у нас каждому Штирлиц. Запечатленный в момент, когда, выполнив задание, он мог вернуться, но решает продолжать службу.

СВР знает немало чужих тайн и умеет оберегать свои, обеспечивая руководство страны сверхчувствительной информацией о происходящем в мире и критически важной для безопасности России.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях: "Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.