Болонская система: работа над ошибками

В России откажутся от недостатков Болонской системы. Все плюсы ее сохранят. Разработка новой национальной системы образования не должна предполагать ее изоляции. Дискуссия на тему, как учить и какой должна быть новая модель университетского образования, в России продолжится.

Будущее российской системы образования стало темой большой дискуссии. Ведется она, впрочем, порой с использованием малопонятных терминов. К примеру. "специалитет". Понимаете, о чем речь? Сроду у нас такого не звучало, а вот опять... И куда мы с таким зарулим? Как бы то ни было, разговор – серьезный. Касается и будущего детей, и будущего страны.

Отечественное авиастроение расправляет крылья. Это обновленная версия самолета "Суперджет": здесь все системы и агрегаты – российские. В марте следующего года пассажирский лайнер встанет на крыло. Для амбициозных планов – уже с 2024-го выпускать не менее 20 таких самолетов в год – нужны квалифицированные специалисты. Это самая большая проблема отрасли.

"У нас есть дефицит кадров, особенно молодых с высшим техническим образованием. Правительство уделяет внимание омолаживанию предприятий ОПК. Для этого существуют различного рода стипендии, которые мы выплачиваем молодым специалистам. Развернута широкая программа по ипотеке", – сказал Юрий Борисов, заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса.

В столичном филиале корпорации "Иркут" разрабатывают отечественное программное обеспечение для самолетов МС-21. Они поднимаются в небо, не отрываясь от Земли. Опытное бортовое оборудование испытывают на стендах.

"Нам действительно нужны высококачественные кадры с точки зрения системной инженерии и IT-подготовки. Этих кадров на рынке готовых практически нет, и мы решили готовить их под себя совместно с Московским авиационным институтом", – рассказал Евгений Неретин, заместитель начальника отдела систем самолетовождения филиала корпорации "Иркут" "Центр комплексирования", заведующий кафедрой системного проектирования авиакомплексов МАИ, доцент.

На свердловском предприятии "Уралтрансмаш", где собирают трамваи дипломированных инженеров "доводят до ума". За каждым закрепляют мастера-наставника.

"Приходят молодые специалисты с образованием. Все амбициозные парни. Но качество обучения, когда приходят сюда, не соответствует. Здесь их надо переучивать, надо обучать", – отметил Денис Ситдиков, начальник цеха 170 АО "Уралтрансмаш".

"Самый главный пробел, который лично я наблюдаю, – это отсутствие практики. И я не вправе их винить. Такова сегодня система образования, которая выпускает, по сути дела, полуфабрикаты", – считает Роман Акулилин, оператор станков с ЧПУ АО "Уралтрансмаш", мастер-наставник.

Институт судостроения и морской арктической техники в Северодвинске – это единственный в стране втуз – высшее техническое учебное заведение при заводе "Севмаш". Первые втузы были созданы в СССР 70 лет назад на базе крупных промышленных предприятий. Готовили специалистов для себя: как надо и кого надо. Главное условие: студент должен учиться и работать.

"Севмаш" создал больше половины всего атомного флота нашей страны. Здесь работает больше 30 тысяч человек. И каждый год открываются 250 новых вакансий.

Педагоги – это еще одна профессия, где после выхода из Болонской системы надо будет делать работу над ошибками. Российским учителям шапочка из Болоньи не подошла. Педагогические вузы выходят из Болонского пространства. В их профессию внесли неразбериху. В дипломе писали: бакалавр или магистр педагогического образования, и непонятно было, то ли учитель математики, то ли русского языка. Для работодателей – путаница.

В Калужском государственном университете для педагогов оставили пятилетнее образование. Но все равно это был бакалавриат с подготовкой по двум направлениям: география плюс английский, история плюс английский. Сегодня здесь готовятся к переходу на специалитет как проверенный классический формат.

На систему бакалавриат/магистр здесь перешли в 1992-м, еще до подписания Россией Болонской декларации. Пединститут взял курс на евроинтеграцию. Правда, за 30 лет из трех тысяч подготовленных учителей начальной школы только одна выпускница воспользовалась дипломом бакалавра в Германии.

"Когда мы начали готовить учителей, мы поняли, что начали выпускать на рынок ребят, которым не хватает фундаментальности, не хватает какого-то основного образования", – отметил Максим Казак. ректор Калужского государственного университета им. Циолковского.

Из основных предметов в обязательной программе остались только три дисциплины: философия, история и физкультура. Все остальные курсы – по выбору.

"Утратили профессионально-предметную подготовку. Студенты начали изучать предметы, общие для всех: экология жилища, экология транспорта и так далее. И это вместо того, чтобы изучать подготовку детей к школе, каллиграфию. Это привело к тому, что качество подготовки педагогов несколько было снижено. В погоне за этими европейскими стандартами", – сказала Нина Штрекер, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Практику в школе, когда молодой учитель выходит к доске преподавать, сократили с шести недель до нескольких уроков. Кирилл Андреевич – он год назад закончил бакалавриат – географию преподает.

- Сколько у вас было практики за 5 лет обучения?

- Нам выделили проведение 6 уроков, 3 урока по географии и 3 по английскому. Практической части было мало, – вспоминает учитель.

"Для меня как для директора важно одно, чтобы человек работал, чтобы он понимал, что он делает, как он делает . Дети ведь не спрашивают учителей, вы кто, что у вас в дипломе? Они понимают: либо их учат, либо их не учат", – говорит Денис Миронов, директор гимназии №19, Калуга.

О возвращении к пятилетнему образованию говорят и аграрии. Они потеряли 60% практических занятий. Если 10 лет назад на диплом отводилось 4 месяца, теперь его пишут за 3 недели. Болонская система пробежала галопом по сельскохозяйственным наукам.

Ориентиром для новой системы высшего образования станет вопрос: какие специалисты должны прийти в отечественные отрасли производства? Модель "бакалавриат – магистратура" отменять не будут. Образовательные программы сделают более гибкими, ведь для каких-то специальностей и четырех лет обучения вполне достаточно.

"У нас своя национальная система образования, и, конечно, она должна исходить из интересов нашей экономики, из интересов наших людей. Поэтому в зависимости от того, кого мы готовим, это может быть и 4 года, пять лет и 6, а если надо, даже больше", – отметил Анатолий Торкунов, ректор МГИМО, академик РАН.

"Главный вопрос – как сделать нашу систему более эффективной, как ее сделать сильной, лучшей, чтобы нас копировали, а не мы. Она такой была. Наша система в прошлом была одной из самых сильных", – подчеркнул Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН.

Прежде, чем снова что-то менять в системе высшего образования, нужно все хорошо продумать и взвесить. Этот процесс не будет быстрым. Планы приема на будущий год уже утверждены. Так 40% бюджетных мест отданы под инженерные и технические специальности.

"В ближайшие несколько лет – спокойно, без резких изменений, потому что в образовании надо все делать взвешенно, осторожно. В основу всего надо поставить интересы в первую очередь школьников, абитуриентов, интересу работодателей, промышленности отраслей и самих университетов", – уверен Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ.

В России откажутся от недостатков Болонской системы. Все плюсы ее сохранят. Разработка новой национальной системы образования не должна предполагать ее изоляции. Дискуссия на тему, как учить и какой должна быть новая модель университетского образования, в России продолжится.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.