Наследие бандеровцев в УССР: откуда взялся современный украинский национализм

Национализм на Украине зародился не вчера. Этот процесс шел со времен хрущевской "оттепели". Тогда в республику вернулись репрессированные, а затем реабилитированные члены организаций украинских националистов. Об этом свидетельствуют документы, недавно рассекреченные Российском государственным архивом новейшей истории.

Почему нацистов нельзя прощать? Как бывшие полицаи и бандеровцы после хрущевской амнистии внедрялись на Украине во власть? Из рассекреченных архивов – впервые.

Все же нужно понять, сколь близок нам Донбасс исторически и культурно. Вспомним хотя бы создателя "Толкового словаря живого русского языка" Владимира Даля. Уроженец Луганска составлял бесценный словарь 53 года.

"Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски", – писал Даль.

Под Мариуполем родился гениальный живописец Архип Куинджи. Его картины излучают таинственный свет. "Лунная ночь на Днепре" – мировой шедевр, "Березовая роща" – тоже. Куинджи словно заново открыл соотношение красок, дабы передавать свечение. Его ученики, Илья Репин и Николай Рерих, во многом унаследовали его технику.

В донбасском поселке Нижняя Крынка родился отец русского кинематографа Александр Ханжонков. Первый российский полнометражный фильм "Оборона Севастополя" – это Ханжонков.

Знаменитый киноактер и режиссер Леонид Быков родился в селе Знаменское Донецкой области. Любимец публики, как без него?

Академик Академии художеств СССР Петр Кончаловский – уроженец Славянска Донецкой области. Признанный мастер. Это его автопортрет сейчас не хочет возвращать в Россию Франция после триумфальной выставки Морозовской коллекции в Париже.

Нонна Мордюкова – тоже родом с Донбасса. Знаменитый полярник Георгий Седов родился в поселке Кривая Коса Донецкой области. Отдал жизнь ради освоения российской Арктики.

"Многие путешественники плавали сюда (в Северный Ледовитый океан – ред.) для отыскания свободного морского пути на восток, многие для открытия Северного полюса... Человеческий ум был до того поглощен этой нелегкой задачей, что разрешение ее, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части находили, сделалось сплошным национальным состязанием. Здесь помимо человеческого любопытства главным руководящим стимулом, безусловно, является народная гордость и честь страны", – говорил Седов.

Всемирно известный композитор Сергей Прокофьев родом из села Сонцовка Донецкой области. Первую оперу написал в 9 лет. Его произведения звучат на самых известных музыкальных площадках мира. Иосиф Кобзон – уроженец города Часов Яр Донецкой области. Завораживающий голос, символ советской эстрады, чей тембр не спутать ни с кем.

Продолжит наш "Исторический кружок" репортаж главного редактора канала "История" Алексея Денисова. В нем вы впервые увидите уникальные материалы советских архивов, из которых понятно, что современный украинский национализм и нацизм взялся не вдруг. У него долгая история, и, как это ни парадоксально, взращивали эту мерзость первые лица украинской Компартии еще в советские времена.

Мы с вами в Российском государственном архиве новейшей истории. Недавно здесь были рассекречены новые сенсационные документы по истории советской Украины. Это секретная информация и справки, подготовленные для высшего руководства страны в 1960-70-е годы. Именно тогда на Украине вновь активизировались бывшие члены бандеровского подполья, амнистированные при Хрущеве и как, свидетельствуют документы, активизировались они не без помощи первых лиц украинской Компартии.

В 1956 году этот документ имел гриф "Совершенно секретно". Справка была подготовлена нашими спецслужбами для руководства Советского Союза. В ней сообщалось, что после массовой реабилитации к августу 1956 года в западные области Украины вернулись более 20 тысяч членов организации украинских националистов, в том числе 7 тысяч – во Львовскую область. Из 2 тысяч бандеровцев, оказавшихся во Львове, только 196 проживали там до войны. Таким образом Львов и Львовская область стали превращаться в центр сбора бывших боевиков ОУН-УПА (запрещена в РФ).

"В итоге оуновцев стало в десять раз больше и напряженность возросла в разы сначала во Львовской области, а потом и по всей Украине", – говорит директор Российского государственного архива новейшей истории Игорь Пермяков.

Через 9 лет секретарь Львовского обкома Валентин Маланчук доложит в Москву, что всего в область вернулись свыше 40 тысяч бывших активных участников оуновских банд и членов их семей. Эти данные он приведет в письме, написанном 7 сентября 1965 года и адресованном лично Брежневу.

"Вообще, это поразительного мужества человек. В 1965 году написать через голову партийного украинского руководства главе государства о тех проблемах, которые существуют во Львовской области и на Украине… надо было понимать, что для него последствия могли быть различные, но он это сделал. Он это написал", – отмечает Пермяков.

Валентин Маланчук был действительно личностью незаурядной. Выпускник Львовского университета, доктор исторических наук, профессор, в 1950-е годы он стал завотделом науки и культуры, а затем и секретарем львовского обкома партии. Его отец был убит бандеровцами в 1945 году. В письме Брежневу Маланчук жестко критикует национальную политику ЦК Компартии Украины и своих киевских начальников. В частности, он пишет, что не согласен с неожиданным указанием Киева об ускоренном и повсеместном переходе преподавания во всех вузах республики на украинский язык. По его словам, такое директивное педалирование языкового вопроса вызвало недоумение даже у ректоров львовских вузов и породило массу вредных разговоров. Здесь же Маланчук приводит выдержку из своего разговора по этому поводу с заведующим отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Украины товарищем Шевелем, который заявил, что "следует не бояться выражения "украинизация", а браться за ее претворение в жизнь". Кроме этого секретарь Львовского обкома приводит в письме Брежневу вопиющие факты назначения бывших членов оуновских бандформирований на различные ответственные должности.

"Не менее показательна и история с журналом "Жовтень", республиканским литературно-художественным и общественно-политическим органом Союза писателей Украины, издаваемом во Львове. Редактором журнала вопреки Львовскому обкому партии был утвержден поэт Братунь, человек политически незрелый, в прошлом руководитель молодежной оуновской организации, исключавшейся из партии", – указал Пермяков.

После того как бюро Львовского обкома партии решило убрать ярого националиста с должности главного редактора, у него неожиданно обнаружился высокий покровитель в Киеве. Причем не кто-нибудь, а сам первый секретарь Компартии Украины – Петр Ефимович Шелест. По словам Маланчука, после встречи с бывшим оуновцем Шелест заявил, что Львовскому обкому следует пересмотреть свое решение.

"Трудно сказать, зачем все это было делать и поддерживать человека, по уши замаранного в националистической грязи", – восклицает львовский секретарь в своем письме Брежневу.

Уроженец села Андреевка Харьковской губернии Петр Ефимович Шелест возглавил украинскую Компартии в 1963 году. До того этого он прошел большой путь от работника Мариупольского металлургического комбината имени Ильича до первого секретаря Киевского обкома. 2 июля 1963 года Шелест был избран первым секретарем ЦК Компартии Украины по личной рекомендации Никиты Хрущева, но уже через год он весьма своеобразно отблагодарил своего покровителя. Вместе с Брежневым Шелест принял активное участие в заговоре по отстранению Хрущева от должности. После этого, пользуясь неограниченным доверием Москвы, Петр Ефимович начал активно украинизировать вверенную ему республику.

"Безусловно, Петра Ефимовича – или по-украински Юхымовича – Шелеста можно назвать национал-большевиком. Это был человек, который сочетал в себе взгляды ленинские, коммунистические, с национализмом. Шелест мечтал украинизировать всю Украину. Он мечтал украинизировать всю систему высшего образования, что вызвало протест внутри самой Украины и обвинения его в том, что он слишком уж увлекается национальными идеями", – говорит историк, член Совета при Президенте по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.

Сам Шелест считал себя потомком запорожских казаков. Он построил музей Запорожской Сечи на острове Хортица и грандиозный Дворец Украины в Киеве. От подчиненных он требовал больше внимания уделять украинскому языку и по возможности использовать его вместо русского во всех сферах жизни. Например, заменять русские вывески в городах Крыма и Новороссии на украинские или направлять поздравления жителям Севастополя и командованию Черноморского флота на украинском языке.

"Петр Ефимович Шелест обладал ярко выраженным украинским национальным самосознанием. Он его всячески демонстрировал, подчеркивал, иногда на грани хамства. Когда все выступали и делали свои доклады на русском языке, или приветствие, или что-то еще, он демонстративно делал это на языке украинском, – рассказал Безпалько. – При Шелесте очень сильно был развит культ Шевченко. По сути, его создавали весь советский период, но он уж очень пышно праздновал юбилеи. При Шелесте начали создавать даже предприятия общепита с украинскими этнографическим компонентом, с названиями "Украина", "Наталка", "Полтавка", с некими элементами там декора и так далее".

Во время своего девятилетнего правления Шелест даже предлагал членам политбюро передать украинской ССР право на заключение международных торговых договоров, но тогда его идею не поддержали. В 1972 году он был переведен из Киева в Москву и назначен на должность заместителя председателя Совета министров СССР. Новым главой украинской Компартии стал другой близкий соратник Брежнева – Владимир Щербицкий.

"Если сравнивать Шелеста и Щербицкого, то Шелест – это такой прямолинейный большевик 1920-30-х годов, в котором горит огонь черной веры – вот, уничтожать буржуев и насаждать украинское самосознание. А Щербицкий – это уже партийный интриган, это человек, которого можно смело назвать представителем номенклатуры, карьерист, – рассказал Безпалько. – Щербицкий продолжал украинизацию, но при Щербицком она шла поступательно, медленно. Но она все равно имела место, и даже в Донбассе вместо того, чтобы говорить о русской культуре, говорили о "культуре шахтерской". Выступает, например, Ансамбль шахтерской песни и пляски, и выступают в русских национальных костюмах. Нету там русских, там есть шахтеры".

23 апреля 1973 года Щербицкий направил в ЦК КПСС секретную информацию о состоянии дел на Украине. Он вынужден был констатировать, что при его предшественнике заметно оживились националистические элементы. В последнее время, сообщал Щербицкий, в Киеве и других городах республики побывали свыше 40 эмиссаров зарубежных националистических центров. В 1973 году на Западной Украине удалось раскрыть несколько групп националистов, занимавшихся распространением антисоветских листовок. У членов группы в Коломые, которую возглавлял бывший член КПСС Гринькив, было изъято шесть единиц оружия и более 600 патронов.

"По сути, Щербицкий только что назначенный Брежневым, очень подробно пишет, что сложилась крайне тяжелая ситуация с развитием националистических тенденций на вверенной ему территории. И, конечно, в завуалированной форме, почти откровенно, насколько это возможно, он называет главного виновника – Петр Шелест, его предшественник на посту главы Компартии Украины", – говорит начальник отдела изучения и подготовки к публикации архивных документов Российского государственного архива новейшей истории Тимур Джалилов.

"Несмотря на всю заостренность этого документа, новый лидер должен показать, что на вверенной ему территории все хорошо, что он провел правильную работу, что центр может не беспокоится, дело в надежных руках. И вот в результате его мероприятий все становится значительно лучше", – продолжил Джалилов.

Несмотря на заявления о борьбе с национализмом, именно при Щербицком важная информация о сотрудничестве украинских националистов с Гитлером была надежно упрятана под сукно. Так, в 1986 году, когда сотрудники КГБ арестовали в Киевской области руководившего уничтожением Хатыни Григория Васюру, Щербицкий, лично уговорил Москву не разглашать информацию об участии украинских нацистов в расправе над жителями белорусской деревни.

"Я абсолютно уверен, что этот документ как раз очень точно свидетельствует: то, что случилось сегодня, вырастало вот тогда, в 1970-е годы. Когда боишься дать отпор каким-то явлениям, когда закрываешь на что-то глаза, то получаешь тот тяжелый результат, который в конечном счете развился за десятилетия попустительства", – отметил Джалилов.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.