Тема:

Обмен санкциями 7 часов назад

Богатые тоже плачут: Великобритания взялась за российских олигархов


Getty Images

Роман Абрамович принял решение продать английский футбольный клуб "Челси", которым владел последние 19 лет. Сумма сделки не разглашается, но миллиардер уже рассказал, куда пойдут вырученные деньги.

Произнося фамилию "Абрамович", британский депутат внезапно запнулся. Но в остальном не колебался ни минуты; заявил, что промедлению места нет: санкции против российских олигархов нужно вводить не мешкая. А то, не ровен час, распродадут все нажитое – и отнимать Лондону окажется просто нечего.

"Роман Абрамович – ну, думаю, он ужасно напуган возможностью санкций. Вот почему он распорядился завтра продать свой дом, а также продать и другую квартиру. Мне кажется, мы слишком медлим с этими санкциями. У меня есть предложение, что может помочь. Боюсь, что правительство опасается писем, официальных жалоб от элитных адвокатов, друзей этих олигархов. Способ избежать этого – если министерство представит в парламент в письменном виде перечисление всех санкционных критериев. И тогда эти пункты будут защищены", – заявил Крис Брайант, депутат Палаты общин.

Трогательный желто-синий бантик на лацкан Крис Брайант прикрепил не столько Украины ради, сколько политической целесообразности для. Ведь примыкая к стройному хору санкционеров, он попутно вступает во внутриполитическую борьбу. Его партия лейбористов сейчас в оппозиции, парламентское большинство – у тори. Тех самых, которым победить на выборах якобы помогали, цитируя BBC, "бывшие жители России". И не напомнить об этом сегодня – нельзя: русофобия же все спишет.

"Роман Абрамович – владелец футбольного клуба "Челси" и большого числа ценных активов в Соединенном Королевстве. Он представляет особый интерес для МВД из-за его связей с российским государством и коррупционной деятельностью. На прошлой неделе премьер-министр сказал, что Абрамовичу грозят санкции. Но позже поправился, сказав, что это не так. Так почему нет", – считает Кир Стармер, лидер партии лейбористов.

"Господин спикер, на этой стадии я не вправе давать комментарии по индивидуальным делам. Я могу только повторить то, что говорил ранее. Но санкции, которые мы обсуждали здесь, которые утверждались в этом зале, уже вступили в силу и действуют в Москве", – заявил Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании.

Британский премьер едва ли не заикается. Не удивительно. 267 тысяч фунтов – за первую неделю предвыборной кампании: именно таков вклад в победу его партии консерваторов со стороны россиян. Кто-то переводил средства в качестве добровольных пожертвований, кто-то – и это не шутка – за право поиграть с будущим премьер-министром в теннис. Теперь Бориса Джонсона едва ли не заставляют внести вчерашних спонсоров в санкционные списки. Ну, то есть отнять все. Частная собственность? Нет, не слышали.

"Это тоже, мне кажется, очень такой серьезный и четкий сигнал, в том числе и российским олигархам, которые не хотели прислушаться в свое время к советам Путина и советам других руководителей государства о том, что верните деньги на родину, мы готовы объявить амнистию капитала и так далее. Кто-то послушал, большая часть не послушала. Ну вот, теперь будут иметь проблему уже с британским правосудием. А уж поверьте, с британским правосудием и с британскими правовыми нормами достаточно тяжело иметь дело", – отмечает Игорь Ковалев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

И, кстати, про нормы. Юристов, которые сотрудничают с российскими бизнесменами и представляет их интересы, британские парламентарии уже тоже взяли на карандаш. Перечислили поименно и усомнились в моральном облике. Вот такое право каждого на защиту.

"У массы правительств, особенно таких стран, как Англия (Великобритания имеется в виду) прямо ручки чешутся, чтобы под разговоры про войну-войну-войну, в общем-то, прибрать чужие деньги себе. Потому что они расчеловечивают: а, это русский, значит, относительно него можно сделать все. Не важно, правда, что он еврей или чеченец, или азербайджанец, или так же русский, как часть наших олигархов, не важно! Важно, что кому-то очень хочется. И значит, так будет сделано", – полагает Игорь Мальцев, писатель, публицист.

Чтобы делать это было еще легче, на помощь приходят уже и само-мобилизованные солдаты информационной войны. Вот, скажем, Джек Суини, студент Университета Центральной Флориды. Зарегистрировал в Твиттере аккаунт для слежки за частными самолетами российских олигархов. Чтоб не укрылись от санкций – ни они, ни их частные бизнес-джеты.

"Тем, кто уязвим, надо готовиться. Их достанут. Они могут делать все, что угодно, дело в том, что это, знаете, такая вот игра с быстрой переменой правил: вот сейчас эти правила не работают, давайте включим следующие. Но их и выращивали, их состояние заботливо помогали вывозить в тот же Лондон просто потому, что в Лондоне его наиболее удобно изъять. Примеров масса. И не такие зубры, ребята, как вы, горели. Вспомните Бориса Абрамовича Березовского, вспомните Бадри, вспомните всю эту череду украинских политиков", – отмечает Дмитрий Лекух, писатель, журналист.

Объединенный русофобским угаром, Запад, похоже, готов отказаться от того, что много лет проповедовал. Верховенство права, частная собственность, защита капитала, все это, конечно, по-прежнему актуально. Но на бумаге и для своих. Для тех же, кого объявят чужими – даже если эти чужие, как россияне, имеют в Европе гражданство или вид на жительство, судя по всему, правила не действуют. Что вряд ли может не вызвать тревогу у состоятельных граждан других стран, особенно в Азии. Ведь возведенная в государственный масштаб "культура отмены" – универсальный инструмент. Применят к каждому, кого безапелляционно и бездоказательно объявят врагом.