Взаимная торговля стран ЕАЭС быстро восстанавливается

Выставка достижений народного хозяйства, как в былые времена, принимает представителей союзных республик, стран-участниц Евразийского экономического союза. Перед давними партнерами стоят современные задачи – развитие совместного цифрового пространства, вовлечение бизнеса в повестку ESG, переход к беспилотным транспортным перевозкам.

Несмотря на пандемию, общие экономические показатели стран ЕАЭС продолжают расти. Коллективный ВВП в этом году должен увеличиться на 4 процента, заявил российский премьер Михаил Мишустин, выступая на пленарной сессии Евразийского конгресса. На это указывают в том числе высокие показатели взаимной торговли – за первые 9 месяцев года они прибавили почти треть.

"Мы завершаем год с неплохими показателями, которые превысили допандемийный уровень. По оценкам Евразийского банка развития, внутренний валовой продукт ЕАЭС вырастет в этом году на 4%. Быстрое восстановление показывает взаимная торговля, за январь – сентябрь она увеличилась практически на треть. По итогам года объемы могут повыситься более чем на 10%, превысить значение предпандемийного года", – отметил Михаил Мишустин.

На площадке ВДНХ, где проводится конгресс, премьеру представили четыре инвестиционных мегапроекта, которые реализуются странами ЕАЭС. Речь идёт о евразийской товаропроводящей сети, развитии водно-энергетического комплекса Центральной Азии, цифровой трансформации, которая включает в себя приложения "Путешествую без COVID-19" и "Работа в ЕАЭС". И создании евразийского транспортного каркаса.

Одной из составляющих которого станет частная трасса в Китай – "Меридиан". Евразийский банк развития заявил о готовности выступить в качестве кредитора строительства, которое начнется в следующем году.

Сейчас союзным странам крайне важно использовать свое выгодное географическое положение, чтобы стать востребованным транспортным коридором между Азией и Европой, признают участники конгресса. Товарооборот на этом направлении постоянно растёт. И в ответ нужно наращивать скорость перемещения грузов. Сейчас сроки перевозок по железной дороге составляют в среднем от 10 до 14 дней, но их вполне реально снизить до четырех, считает Игорь Ротенберг.

Ещё один перспективный проект – трасса Москва-Казань. Ее планируется продлить сначала до Новосибирска, а затем и дальше до Монголии. Оттуда прямой выход на весь азиатский рынок.

Надо ли говорить, что сегодня подобные проекты обязательно должны соответствовать актуальной повестке ESG. Ее также не могли обойти вниманием участники конгресса. Михаил Мишустин особенно отметил, что к достижению целей углеродной нейтральности, которые стоят перед страной, необходимо привлекать бизнес – без него не обойтись.

Объём инвестиций, привлекаемых в интеграционные процессы ЕАЭС, год от года растёт. Сегодня Евразийский банк развития уже финансирует 89 инициатив в шести странах, на сумму более 4,5 млрд долларов. В ходе конгресса в Москве стало известно и о новых проектах. В частности, финансовая организация получит более миллиарда рублей от ВЭБ.рф на развитие возобновляемой энергетики в Казахстане.