Малоопытные политики с реформаторскими амбициями: в Германии – новая власть

Скорость, с которой Олаф Шольц обеспечил себе пост канцлера Германии, достигнута сговорчивостью при распределении министерских портфелей и общей готовностью вынести за скобки ряд спорных вопросов.

Новая политическая эпоха наступает для Германии и Евросоюза. Крупнейшая страна Европы наконец-то определилась с форматом новой власти по результатам сентябрьских выборов в бундестаг. Новым канцлером после Меркель становится социал-демократ Олоф Шольц. Он заступит на пост в декабре, еще до Рождества. Чем все грозит самой Германии, Европе, да и России?

Лидеру социал-демократов Олаф Шольцу понадобилось 59 дней, чтобы договориться о коалиции с "Зелеными" и "Свободными демократами". Меркель четыре года назад потратила почти в три раза больше времени на формирование правительства, а тут вот уже и последнее для нее заседание кабинета. Цветы. Аплодисменты. "Мамочка" уходит на пенсию.

Скорость, с которой Олаф Шольц обеспечил себе пост канцлера, достигнута сговорчивостью при распределении министерских портфелей и общей готовностью вынести за скобки ряд спорных вопросов. По партийным цветам – красный, желтый зеленый – новую коалиции называют "Светофор".

"Мы выносим это соглашение на голосование наших партий и ведем интенсивную кампанию за то, чтобы все три партии одобрили это соглашение в ближайшие десять дней", – заявил Шольц.

Это было сказано в среду, то есть четыре дня уже прошли, и нет никаких оснований полагать, что в оставшиеся шесть "Светофор" вдруг сломается. Все получили что хотели. Например, "Зеленые": Анналена Баербок, хоть и проиграла выборы, теперь не сопредседатель маленькой оппозиционной партии, а без пяти минут министр иностранных дел Германии. И вот как ей видится главная задача немецкой дипломатии: "Для преодоления самого большого вызова нашего времени – климатического кризиса – с этими совместными планами, которые наши партии представили сейчас, проложить путь как одна из ведущих индустриальных наций к климатической нейтральности и климатически нейтральной экономике в самом сердце Европы, вместе с нашими европейскими соседями и друзьями".

Для Баербок Россия не друг и никогда им не станет. В тексте коалиционного соглашения восточный сосед упоминается шесть раз. Вот главное: "Российско-германские отношения глубоки и разнообразны. Россия выступает важным международным игроком. Мы осознаем значение содержательных и стабильных двусторонних отношений и стремимся к ним. Мы нацелены на более тесное сотрудничество с Россией по вопросам будущего, например, в областях, связанных со здравоохранением или энергетическими поставками (в частности, водорода), а также при преодолении глобальных вызовов, таких как изменение климата и охрана окружающей среды. Мы будем принимать во внимание различия в восприятии угроз и сосредоточимся на общей и согласованной политике ЕС в отношении России".

Здесь, конечно, чувствуется сдерживающее влияние социал-демократов, но в ближайшее время от Берлина в адрес Москвы ожидается всплеск негатива. До сих пор самой заметной внешнеполитической акцией "Зеленых" была поездка коллеги Баербок Роберта Хабека на восток Украины, где он ходил по окопам ВСУ и обещал Киеву оружие. И хотя в Германии это не оценили – Хабеку пришлось прикрутить фитилек – симпатии никуда не делись. И он теперь тоже будет вице-канцлером и главой нового суперведомства – Министерства экономики и климата.

"Я думаю, что здесь есть, может, какие-то минимальные шансы, но какое-то все-таки сотрудничество. Но это тоже риски. "Зеленые" фундаменталистически негативно относятся к России и, конечно, повестку прав человека ставят превыше всего. Тут, скорее всего, будет вначале больше конфликтов, чем примирения. Пройдет время, я думаю, будут встречи с Лавровым, с Путиным, с другими российскими политиками, и реальность их догонит. И заставит их просто думать тоже об интересах других стран, а не только о своих мечтах", – считает политолог Александр Рар.

Слово "климат" есть на каждой из 177 страниц коалиционного договора. Так называемую "зеленую сделку" поддерживают все три партии. Даже лидер "Свободных демократов" Кристиан Линднер – известный ценитель старинных автомобилей и противник любых налогов – был вынужден согласиться с повышением акцизов на дизельное топливо, так что скоро литр солярки подорожает сразу на 18 евроцентов. Но главное – под ветряки и фотоэлементы партнеры согласились отдать 2% территории Германии.

"Чтобы возобновляемые источники энергии больше не были дополнительными, а, наоборот, чтобы они были в приоритете, чтобы они обеспечивали безопасность поставок", – отметил сопредседатель партии "Союз 90/Зеленые" Роберт Хабек.

Немецкие "Зеленые", видимо, не теряют уверенности в том, что им удалось найти способ управления солнцем и ветром, несмотря на то, что в этом году он как-то не сработал. Они видят климатическую цель – 80-процентная нейтральность к 2030 году – и не видят препятствий. Хотя есть и альтернативная точка зрения.

"Коалиция "Светофора" ведет к деиндустриализации Германии, следовательно, разрушает основы нашей экономической мощи, а значит, и будущих государственных доходов. Поэтому перенесенный на 2030 год уход с угольного рынка является абсолютно безответственным, особенно в отношении восточных районов Германии, что приведет к потере тысяч рабочих мест. Это катастрофа для энергоснабжения", – уверен , Тино Хрупалла, солидер AFD.

О "Северном потоке-2" в коалиционном соглашении нет ни слова. Когда журналист Шпигеля спросил Баербок, а как же с традиционной для "Зеленых" критикой проекта, она ответила, что сейчас газопровод не может быть введен в эксплуатацию – Федеральное сетевое агентство приостановило его сертификацию. Про то, что это просто техническая пауза, связанная с регистрацией дочерней компании на территории Германии, политик решила не говорить, чтобы сохранить лицо. Впрочем, на некоторые вопросы коалиция пока и вовсе не может дать ответ, например, сколько будет стоить переход к климатически нейтральной экономике, во что обойдутся строительство новых автобанов и социальные программы самого левого в истории страны правительства. Кто за это заплатит, если либералы из партии "Свободные демократы" в качестве условия своего участия в коалиции выбили из партнеров обещание не повышать базовые налоги и не делать новых долгов.

"Мы достигли того, что Германия продолжает оставаться сторонником надежных финансов. В частности, в связи с беспокойством многих людей по поводу обесценивания валюты, это очень важно. С помощью различных мер можно будет разгрузить широкие слои населения страны, не увеличивая нагрузку на другие части общества", – сказал Кристиан Линднер, лидер СвДП.

Как будущий министр финансов Кристиан Линднер имеет право высказываться абстрактно. Но скоро придется конкретизировать, что это за "различные меры" и не идет ли дело, скажем, к повышению пенсионного возраста.

Остаются открытыми и некоторые кадровые вопросы: кто займет пост министра обороны – этот портфель социал-демократам удалось сохранить за собой. Но с еще большим нетерпением немецкие медиа ждут имени "ковид-министра", как газета Bild назвала будущего главу Министерства здравоохранения. Это единственный портфель, который сейчас, в условия пятой – самой мощной – волны пандемии никому не нужен, а потому эту ношу также пришлось взвалить на себя социал-демократам.

На неделе, которая начнется 6 декабря, все будет закончено – Олаф Шольц решил задачу, как стать канцлером. Дальше ему нужно быть канцлером – руководить правительством, в котором собрались яркие, но малоопытные в реальной политике люди с колоссальными реформаторскими амбициями. Дальнейшие успехи Шольца будут зависеть от его способности не только поощрять, но и сдерживать своих подчиненных. Потому что иногда стремление во что бы то ни стало улучшить то, что и так неплохо работает, приводит к обратному результату.