Фильм по сценарию Ефремова стал исповедью самого актера

Это похоже на исповедь. Словами Федора Михайловича Михаил Олегович, читая за кадром финал "Преступления и наказания", словно сам крупным планом оголяет душу. В любом случае как всегда – талантливо и проникновенно. И как показалось, очень искренне.

"Осужденные З. и Е. исправительной колонии номер четыре поощрены начальником учреждения". А еще им вручен памятный подарок. Белгородская епархия об успехах фильма под названием "Евангелие от Федора" на всероссийском конкурсе ФСИН. Проводили в честь юбилея Достоевского. Видео по роману "Преступление и наказание", снятое сидельцами колонии в поселке Алексеевка получило призовое место. Но самое интересное тут, конечно, авторы. Поскольку, как стало известно, за сокращением "осужденный Е." скрывается никто иной как Михаил Ефремов. Именно в Белгородской области он отбывает срок за пьяное ДТП со смертельным исходом. Ну, и судя по всему, использует это время в том числе и для творчества. Так, заслуженного артиста России называют активным участником кружка корреспондентов и художественной самодеятельности. Отдельно отмечается, что к работе над конкурсным видео Ефремов и его соавтор подошли "со всей ответственностью". Даже проявили некоторую смекалку и креатив, чтобы заполучить в качестве исполнительницы главной роли дочь Ефремова Веру.

Это похоже на исповедь. Тихую. Приглушенную. Исповедь самому себе, а может и не только себе. Будущей жизни, своему раскаянию, дочери. Наверное, Богу. Но это только ему самому известно. Словами Федора Михайловича Михаил Олегович, читая за кадром финал "Преступления и наказания", словно сам крупным планом оголяет душу. В любом случае как всегда – талантливо и проникновенно. И как показалось, очень искренне.

" Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом..."

В финальных титрах главные исполнители. Роль Раскольникова играет осужденный Владимир Дроздовский, в роли Сонечки Мармеладовой – ученица 11 класса Вера Ефремова. В тридцатиминутной зарисовке по Достоевскому "Преступлению" знаменитый заключенный в кадре так и не появился, но рука мастера тонкой нитью проходит через всю картину.

И монтаж, и художественные акценты. И вот тюремная самодеятельность уже наполняется каким-то глубоким смыслом. Как рассказали в колонии, где отбывает наказание Ефремов, он был и сценаристом, и режиссером, и главным вдохновителем этого "лагерного" короткого кинометра.

Монолог Раскольникова-сидельца и Сонечки, например, был снят, как это теперь принято говорить, дистанционно. Получилось же интересно. Особенно монолог Сони в исполнении дочери актера Веры.

" Встань! Поди сейчас сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет".

"В этом фильме, как мне кажется, есть очень значимая и смысловая кода. Когда голос героя Ефремова говорит: когда Бога нет, тогда все можно, цитируя Достоевского, цитируя Раскольникова. Потом появляется сам заключенный, который играет Раскольникова, который говорит: "Не старушонку он убил, а себя убил". Я думал и о герое лирическом этого фильма, безусловно, не мог не думать о самом Михаиле Ефремове", – говорит ведущий программы "Индустрия кино" Иван Кудрявцев.

Как говорят правозащитники, которые как раз посещали колонию, когда снимался этот фильм, несмотря на то, что в кадре, сам Ефремов и не появился ни разу, он всецело был погружен в процесс съемок.

"Мы как раз столкнулись. Мы обходили и в церковь зашли, и они как раз выходили, закончили съемки. Я спросил: "А что это?" Начальник говорит: "На конкурс, в том числе и Ефремов участвует", – рассказывает член Общественной наблюдательной комиссии Белгородской области Аркадий Бармин.

Он не просто участвовал, а кажется, проживал, и прочувствовал всю боль молодого арестанта Раскольникова. В каждом слове – боль. В каждом слове – глубокий смысл.

"Дни идут, а ты уже разорвал все Евангелие от Матфея, Марка и четырнадцать глав от Луки. Ты раздражен. Однообразие, ожидание смерти, сигареты и темнота. Чувствуя невыносимую усталость, ты думаешь: "Дай-ка почитаю, о чем здесь сказано" – и открываешь его. Так открывается твоя жизнь".

"Наверное, зов души человека. Его посещение храма, его участие в исповеди и причастии, коснулась благодать Святого Духа и сердце человека откликнулась на то, чтобы сделать то, что он сделал. Чтобы, смотря этот фильм, у других людей чувство покаяния, прихода к Богу образовалось", – говорит настоятель храма святого Георгия Победоносца отец Дмитрий.

"Преступление и наказание" – это же настоящий роман-исповедь, где Федор Михайлович задается не простыми, но такими важными вопросами человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. И, кажется, выбор этого произведения для Михаила Олеговича едва ли был случайным.