Тема:

Коронавирус 1 день назад

Пробивной, изобретательный, основательный: что мы знаем об Александре Гинцбурге

Недавно знаменитый российский ученый-микробиолог, академик РАН Александр Гинцбург отметил юбилей. Президент Путин подписал указ о награждении ученого орденом Александра Невского. Высокая награда присвоена "за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу".

10 ноября 70-летний юбилей отметил Александр Леонидович Гинцбург. Знаменитый российский ученый-микробиолог, академик РАН. Под его руководством в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи создана первая в мире вакцина от коронавируса – "Спутник V".

За свою работу Александр Гинцбург удостоен Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий за 2020 год. Президент Путин подписал указ о награждении ученого орденом Александра Невского. Высокая награда присвоена "за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу".

В пригороде Вашингтона, перелистывая еженедельник New Yorker, биофизик Черномордик остановится на одной любопытной статье. Не дочитав до конца, он сразу узнает в этих деталях своего университетского друга Сашу Гинцбурга. Они познакомились в 1969-м на вступительных экзаменах в МГУ.

"Первое впечатление у меня было, что у него совершенно голливудская внешность. Он очень высокий, очень сильный и ужасно спокойный. В любой ситуации очень спокойный, невозмутимый, что бы вокруг ни происходило", – говорит Леонид Черномордик.

Успокаивается и американская пресса: статья о российской вакцине написана уважительно. Почти год "Спутник" за океаном жестко критиковали. Черномордик понимал, откуда растут ноги, прикрытые брюками из хорошего английского сукна.

"То, что профессионально эта вакцина была сделана на мировом уровне, у меня нет ни малейшего сомнения. Саша не мог бы произвести что-то, что было бы не основательно", – уверен Леонид Черномордик.

Спокойный и невозмутимый Александр Гинцбург с супругой приводят в порядок сад. Охваченный желтым пламенем осени, он требует ухода.

Семья ученых, они живут наукой. И первые экспериментальные образцы вакцины против ковида испытывали на себе. Уже потом – на обезьянах. За чаем Гинцбург признается: решающим моментом стало совещание у Путина 20 апреля 2020 года. Институту дали деньги на исследования.

"Владимир Владимирович что-то записывал, во всяком случае все просьбы по объему финансирования для завершения наших исследований и для проведения последующих клинических испытаний. Через месяц были на счету института. До этого средств фактически не было, были какие-то крохи, которые позволяли нам доказать, что мы тоже можем что-то сделать. После этого, мы начали выходить довольно интенсивно на хороший западный уровень", – отметил Александр Гинцбург, директор Центра им. Гамалеи, академик РАН.

В Институте Гамалеи эту платформу разработали четверть века назад как метод генной терапии. в 2015-м на векторной матрице создали вакцину против Эболы. В 2017-м начали испытания препарата против MERS. В 2020-м вирус-носитель заставили работать против SARS-CoV-2.

"Он проявил чудеса научной изобретательности. Близко к Менделееву. То есть он те разработки, которые они приготовили для Эболы, сумел быстренько и комбинаторным мышлением переместить на ковид. И очень успешно. Это удача нашей страны, что вообще возникли такие люди, и не просто ученые кабинетные, а люди, которые смогли это быстро реализовать", – уверен Александр Габибов, директор Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, академик РАН.

"Если Александр Леонидович захочет, если эта идея его увлечет, он берет себе просто на карандаш. Я не знаю никого более пробивного, если честно. Это стальной человек может быть", – рассказал Денис Логунов, заместитель директора научного Центра эпидемиологии им. Гамалеи.

Биологией Гинцбург увлекся в старших классах школы. Конкурс на биофак – сумасшедший – 16 человек на место. Гинцбург набрал максимальные 15 баллов и с первого раза поступил.

"Нам очень повезло с Александром. Мы слушали лекции ведущих наших ученых. Какие-то мы могли прогулять. Например, по истории партии", – вспоминает Сергей Бойков, однокурсник Гинцбурга.

Тогда за знаниями не в Интернет – в библиотеку ходили. Все тот же приглушенный свет, что льется из-под зеленых абажуров. И запах пожелтевших хрупких страниц в твердых потертых переплетах.

"Это время, когда модно было много знать, решать очень сложные задачи и работать. Работа как образ жизни. Я помню, что еще во времена СССР иностранцы часто говорили, вот вы живете, чтобы работать, а мы работаем, чтобы жить. Противопоставление такое было. Но для нас работа никогда не была обузой, работа была любимой, это то, от чего получали удовольствие", – сказал Владимир Бетелин, научный руководитель НИИ системных исследований РАН, академик РАН.

Директором Института Гамалеи он стал в 1997-м. Тяжелое время для страны – наука развалена, производство – тоже. Все, что нарабатывалось годами, ложится на полку. Кто-то из ученых уезжает за границу. Гинцбург уехать не мог.

"В середине ХХ века состоялся так называемый эпидемический переход, когда доля смертей от инфекционных заболеваний резко уменьшилась и в относительном, а самое главное в абсолютном значении резко возросла доля неинфекционных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических. А вот сейчас вдруг опять на первый план выходит инфекция. И Александр Леонидович оказался одним из тех людей, которые создали инструменты предотвращения перехода в эту новую эру", – подчеркнул Сергей Бойцов, генеральный директор НМИЦ кардиологии, академик РАН.

Эффективность вакцины "Спутник V" до сих пор остается высокой. Хотя новый дельта-штамм эту защиту пробивает. Он работает иначе, чем предыдущий уханьский или южноафриканский. Мутировавший вирус уже не разрывает клетку, а переходит из одной в другую, минуя кровоток. Таким образом уходит от встречи с антителами.

"Клетки памяти, к сожалению, нам не очень могут помочь против дельта-штамма, потому что он переходит, не выходя в кровеносное русло, в соседнюю клетку и так проникает из клетки в клетку, минуя контакты в антителами. Образуется такие структуры громадные из многих наших клеток, который потом механически разрываются. Громадное количество вируса сразу локально поступает в кровь и проваливается фактически из носоглотки в наши легкие, вызывая тяжелые поражения", – пояснил Александр Гинцбург.

"Спутник" снижает риск смерти в 30-40 раз. Поражение неизбежно, если вместо реальной прививки человек приобрел фальшивый сертификат. Но об этом он, как на исповеди, рассказывает только в реанимации.

"Человек воспользовался недобросовестной услугой, просто уголовной услугой для каких-то посредников, которые на нем заработали деньги, а человека подвергли смертельной опасности. Это, как капитан не рекомендует на судне в случае опасности надеть на себя спасательный круг. Начинает объяснять, что в спасательном кругу тебе будет неудобно плыть. Это примерно то же самое", – отметил Гинцбург.

Этот препарат прошел все стадии клинических испытаний. Медицинская документация по результатам этого исследования заняла бы треть директорского кабинета. Сегодня готовятся к регистрации "Спутника" в ВОЗ. Гинцбург, как всегда, спокоен и невозмутим, ведь все уже доказано. Для ученого нет ничего утомительнее, чем наблюдать за политическими играми.