Костромичи спасли династию Романовых от гибели

Костромская область известна своей многовековой историей. Именно эти земли сберегли от смерти первого русского царя династии Романовых – Михаила.

Костромская земля – земля царей и героев. Одна из главных жемчужин региона – Ипатьевский монастырь. Именно сюда прибыло в 1613 году земское посольство, которое и призвало на царство юного Михаила Романова. Так была поставлена точка в истории Смутного времени. Об этом рассказала ГТРК "Кострома" в эфире Всероссийского онлайн-марафона "Славься, Отечество!", идущего на медиаплатформе "Смотрим".

Сейчас известно, что Борис Годунов, который получил трон после смерти царя Федора, являлся представителем костромского боярского рода. Сами Романовы, которые взошли на престол после Смуты, были московскими боярами, однако из вотчины располагались на костромской земле.

Вероятно, что пришел из нынешней Костромской области и тот, кого принято считать Лжедмитрием I – Юрий Отрепьев. Согласно данным историков, его родиной была деревня Симунино.

Владения Отрепьевых и одна из вотчин Романовых были расположены по соседству. Однако, если последние имели влияние при царском дворе, то Отрепьевы были обедневшим родом. Отрепьев поступил на службу к Романовым, получил доступ ко многим государственным тайнам и делам. Позже Юрию пошли на пользу и сложные отношения между Годуновыми и Романовыми, ведь пять братьев данного рода были прямыми претендентами на трон.

Годунов, уже придя к власти, приложил все усилия, чтобы отстранить Романовых. Их обвинили в колдовстве и приговорили к ссылке. Среднего из братьев – Федора, отца будущего царя, постригли в монахи с именем Филарет.

Отрепьев же объявил себя выжившим царевичем Дмитрием, из Чудова монастыря он бежал в Литву, оттуда в Польшу, заручился поддержкой местной власти и привел войска в некогда родное ему Русское государство.

Правление самозванца было недолгим. В 1606 году Лжедмитрий погиб в Кремле в результате московского восстания против него. Бояре включились в борьбу за трон, абсолютно не обращая внимания, что их страну заняли иностранные захватчики.

Сами костромские земли дважды захватывали поляки и литовцы, дважды они позорно оставляли земли под натиском народного бунта. Войска уже нового самозванца – Лжедмитрия II попытались скрыться в Ипатьевском монастыре, однако обитель сдалась своим истинным хозяевам – костромичам.

Местные жители с гордостью вспоминают историю и того, что именно их земля укрывала от врагов гонимую инокиню Марфу – в миру Ксению Романову – с 16-летним сыном Михаилом. Помнят они и имя другого героя, реальность существования которого часто ставилась под сомнения.

Согласно преданиям, Иван Сусанин, человек с таким именем действительно был, завел в болота польский отряд, который искал в вотчинных землях юного Михаила Романова. Герой погиб от меча врага, но и сам захватчик не выжил.

В другом документе, уже времен Анны Иоанновны, которая подтвердила права потомков Сусанина на царские льготы – землю и свободу, содержится новая информация о подвиге. По семейному преданию, Иван Сусанин погиб не в болоте. Сусанин был сельским старостой, и поляки потребовали от него выдать, где находится Михаил. Герой отказался, тогда его прилюдно казнили в селе Исупово.

В начале 2000-х костромские археологи решили провести раскопки на старинном исуповском кладбище. Среди захоронений 17-го века они нашли скелет мужчины средних лет со следами рубленых ран.

Суть подвига Сусанина в поэтических строках выразил Рылеев:

"Предателя мнили во мне вы найти – их нет и не будет на русской земли".

Именно это и было девизом костромичей. Сам их подвиг оказал огромное влияние на весь российский народ. Он же был многократно повторен в российской истории.

4 ноября смотрите 16-часовой Всероссийский онлайн-марафон "Славься, Отечество!". Узнать историю регионов нашей страны можно на медиаплатформе "Смотрим"! Присоединяйтесь!