Слава Полунин: для меня дураки – любимые люди

Фото: Анна Богодист
Фото: Анна Адасинская
Фото: Анна Богодист
Фото: Анна Адасинская
В Ленинграде я познакомился с молодым человеком, который, как и я, был влюблен в пантомиму. Это был Николай Терентьев. Именно он принес мне первые книги. Их было немного, штук 5-6, но среди них была книга, которая сопровождает меня всю мою жизнь. Это книга Джиаелегова "Итальянская народная комедия" – прекрасная работа, посвященная одной из самых ярких страниц в истории мирового театра – комедии дель арте, комедии масок.

Этой осенью один из самых известных и любимых всеми клоунов Слава Полунин представил новое творение – путеводитель по литературе "187 книг, которые должен прочесть каждый дурак".

Вячеслав Иванович начал выступать в 1970-х годах в жанре "пантомима". В начале 80-х он появился перед публикой в образе клоуна Асисяя, тогда же родился театр "Лицедеи". Надо ли говорить, что и Асисяй, и "Лицедеи" по праву именуются легендарными.

Слава Полунин постоянно учился у великих лицедеев, стараясь попасть на все их выступления. А еще он постоянно читал книги: художественные, по истории театра и клоунады, биографические – любые. Лишь бы они помогли ему дать импульс фантазии и найти собственные образы.

Настала пора отдать дань главному учителю. Самые лучшие из тысяч прочитанных книг Слава Полунин и его соавтор, театровед и театральный критик Наташа Табачникова, собрали вместе. Издание назвали "187 книг, которые должен прочитать каждый дурак".

В коллекцию вошли книги о клоунаде, цирковом, театральном, изобразительном, эстрадном и киноискусстве, работы философов и культурологов, психологов и антропологов, посвященные природе комического, а также наполненные добротой и смехом произведения художественной литературы. Сопровождают список занимательные истории о том, как эти книги появились и какую роль сыграли в жизни Славы Полунина.

Труд Вячеслава Ивановича не пропал даром. Читая, я заинтересовалась книгой "Дебюро" Франтишека Кожика, полезла узнавать в интернет и обнаружила, что ее можно купить. Заказала. Теперь жду. О коллекционировании, дураках, рыжих и сбывшейся мечте мы говорим с автором книги, клоуном Славой Полуниным.

- Вы помните, с чего началось ваше коллекционирование книг, посвященных клоунам? Та книга (или те книги) сохранилась у вас?

- Я очень хорошо это помню. Когда я приехал в Ленинград, познакомился с молодым человеком, который, как и я, был влюблен в пантомиму. Мы быстро подружились и до сих пор дружим, и играем вместе на сцене. Это был Николай Терентьев, мой партнер и друг вот уже более 50 лет. Именно он принес мне первые книги. Их было немного, штук 5-6, но среди них была книга, которая сопровождает меня всю мою жизнь. Это книга Джиаелегова "Итальянская народная комедия" – прекрасная работа, посвященная одной из самых ярких страниц в истории мирового театра – комедии дель арте, комедии масок.

- Должны ли начинающие артисты интересоваться историей и истоками своей профессии и вообще много читать? Или, учитывая всяческие технологии и стремительное движение вперед, без чтения можно обойтись?

- Не побоюсь показаться вам старомодным, но я убежден, что без чтения обойтись нельзя. Теряя этот навык, мы обкрадываем себя: мы лишаем мозг необходимой работы, мы лишаем душу глубоких переживаний, мы лишаем всего себя огромного наслаждения, которое дает нам чтение бумажной книги.

А по поводу того, надо ли интересоваться историей, могу рассказать один из самых поучительных случаев в моей жизни: я начал заниматься пантомимой и так был этим увлечен, что стал придумывать собственную систему подготовки и тренировки тела. Я придумал стройную концепцию того, как каждый сустав необходимо разрабатывать и тренировать. Закончив сей труд, я решил сходить на лекцию в институт Лесгафта, чтобы узнать, что еще человечество, быть может, придумало столь же замечательного по этому поводу. Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что Лесгафт задолго до меня уже все это придумал, и изучение его суставной гимнастики является базовым для каждого спортсмена. Я очень расстроился, но с тех пор взял за правило сначала изучить вопрос, углубиться в его историю, а потом уже предлагать миру оригинальные теории.

- Будем честными, 187 книг на заданную тему осилит не каждый. Не буду просить назвать 5 книг, обязательных к прочтению, спрошу так: что бы вы рекомендовали прочесть в первую очередь?

- Это трудно сказать. Смотря что кому нужно. Если вы ребенок, вам надо выбрать свои любимые книжки в разделе детской литературы. Если вы подросток, то вам просто необходимо пережить перипетии, описанные в дневниках Йона Тихого или пережитое несгибаемым идальго Доном Кихотом. Если вы историк культуры, то нет книги более значимой, чем "Творчество Франсуа Рабле" Михаила Бахтина. Если вы клоун, вам не пройти мимо знаменитых "Клоунов" Тристана Реми…

- Далеко не весь список, на мой взгляд, относится к "гиду по царству Рыжих". Это и "Маленький принц", и Эразм Роттердамский, и "Цветочки Франциска Ассизского", и "Котлован" Платонова. Как они оказались в вашем перечне?

- Наверное, мы по-разному понимаем, кто такие Рыжие. Они не только недотепы, но и романтики, чей наивный взгляд на мир полон удивления. Разве не таков Маленький Принц?... А восхвалять глупость – разве это не излюбленное занятие Рыжих? Все зависит от точки зрения.

- Вы назвали список "187 книг, которые должен прочесть каждый дурак", но не объясняете, почему, собственно, "дурак".

- Ну, во-первых, для меня дураки – любимые люди. Поэтому именно с ними и хочется поделиться сокровенным. Во-вторых, вы же сами сказали, что книги читают нынче только дураки, то есть это наша целевая аудитория. В-третьих, здесь собраны книги, посвященные этой удивительной категории людей. Дураки тоже должны знать свою родословную и свою историю.

- Книги вы рекомендуете либо написанные на русском языке, либо переведенные на него. А украшен ваш гид гравюрами псевдо-Босха и рисунками Джандоменико Тьеполо, хотя сохранилось немало изображений русского традиционного театра. Почему вы решили выбрать этих двух мастеров?

- Во-первых, русские картинки такого рода очень немногочисленны. Это лубок, который больше выражает фольклор, а не странно-абсурдный мир дураков. А еще мне очень нравятся эти карнавальные персонажи и чудесный мир Пульчинелл, который представлен в работах Тьеполо.

- Рассказывая о книге "Марсель Марсо", вы вспоминаете, что ходили на все его выступления, когда он приезжал в СССР, чего бы вам это ни стоило. К сожалению, продолжателям вашего дела остались в наследство только записи его номеров. Но есть ли сегодня великие Артисты, ради которых можно устроиться уборщиком в тот театр, где они выступают, или отдать месячный заработок, чтобы попасть на заветный спектакль?

- Конечно, есть. Просто для кого-то это Пина Бауш, а для кого-то, я не знаю, Пласидо Доминго. Я, к примеру, говорю: Марсель Марсо был не единственным, кого я боготворил и все спектакли которого посещал. Это был и Аркадий Райкин, это были спектакли БДТ, это были фильмы Чаплина… Очень важно в начале творческого пути как можно больше видеть таких примеров.

Тот же Марсо как-то сказал мне: "Учиться надо только у великих!"

- Вы жалеете, что не стали библиотекарем – как об этом мечтали в детстве?

- Как же не стал? Конечно, стал. У меня 7 гигантских библиотек. Я каждую неделю получаю посылки из разных книжных магазинов со всего мира, слава Богу, интернет это позволяет делать. Я не пропускаю ни одной новой книги по тем областям искусства и знания, которые меня интересуют. Я очень серьезный библиотекарь.