Китай возвращается к традициям


Global Look Press

Выстраивая свою новую культуру, в том числе молодежную, Китай создает для себя инструмент защиты. Это оборона с целью сохранить себя. Важное направление – навести порядок с кумирами.

Очень интересные культурные процессы идут в Китае. Старт переменам дала недавняя статья в партийном органе КПК газете "Жэньминь Жибао". Фактически это установка и руководство к действию для всей полуторамиллиардной страны, что, оставив позади побежденный ковид, развивается стремительными темпами. Поставив задачу достижения технологического суверенитета, партия идет дальше. Стране нужен неколебимый культурный суверенитет. Как условия движения вперед к поставленной цели: к 100-летию КНР построить "сильное демократическое цивилизованное гармонизированное и современное социалистическое государство".

И вот постановка задачи дня: "Нам необходимо навести, наконец, порядок в культурном хаосе. Нам нужно построить яркую, здоровую, мужественную, сильную и ориентированную на людей культуру".

Внимательно изучив опыт развала СССР, китайцы понимают, что столь мощные, фактически имперские государственные конструкции рушатся не от внешних ударов, а от внутренних процессов. Культурных процессов. И вот вывод: "Если мы продолжим сотрудничество с американской отраслью "массовых развлечений", наша молодежь утратит свою сильную и мужественную энергию. И тогда мы потерпим такой же крах, как и Советский Союз, еще до того, как подвергнемся настоящей атаке, позволив нашей стране рухнуть, нашим врагам разграбить богатство Китая, а нашему народу — оказаться в огромной беде. Таким образом, глубокие преобразования, происходящие в настоящее время к Китае, направлены на то, чтобы ответить на грубые и свирепые атаки, которые Соединенные Штаты ведут против Китая".

То есть, выстраивая свою новую культуру, в том числе молодежную, Китай создает для себя инструмент защиты. Это оборона с целью сохранить себя. Важное направление – навести порядок с кумирами. Китайские "звезды" должны платить налоги и вести себя прилично. Под лозунгом "Нет разложению художественной элиты!" стали наводить порядок. Для начала Налоговое управление Китая наложило штраф на популярную молодую актрису Чжэн Шуан за неуплату налогов. Актриса частично утаила доходы от съемки в сериале, предоставив фальшивые декларации. В итоге налог, который предстоит сейчас возместить Чжэн Шуан, – 72 миллиона юаней. Плюс штраф за просрочку платежа – 9 миллионов юаней – и четырехкратный штраф за уклонение и ложную информацию – 30 миллионов юаней. Итого 11 миллионов юаней, что эквивалентно 17 миллионам долларов. Если не заплатит, с Чжэн Шуан будут разбираться органы безопасности. Но в любом случае Главное управление радио, кино и телевидения запретило телевидению, радио и сетевым ресурсам приглашать Чжэн Шуан в свои шоу. Такова западная "культура отмены" по-китайски.

Другая китайская актриса – Чжао Вэй – та, что 20 лет назад появилась с флагом японских захватчиков времен Второй мировой, – все эти годы как-то умудрялась поддерживать свою известность одним скандалом за другим. Вердикт "Жэньминь Жибао" отменил популярное имя во всех медиасферах. "Культура отмены" сработала еще раз: "Проблема в том, что, сколько бы ни было негативных новостей, Чжао Вэй все никак не может угомониться. Похоже, ее огорчало не то, что о ней появляются критические сообщения. Ее огорчало, что каждый вызванный ими очередной скандал быстро затухал. Теперь придется огорчиться всерьез — Чжао Вэй исчезла с экранов".

Параллельно с этим процессом меняются и эстетика, сам облик китайских звезд, их внешний вид: "Текущих усилий по исправлению положения в сфере развлечений, искусства, кино и телевидения далеко не достаточно. Мы должны использовать все средства для борьбы с различными феноменами фанатичного поклонения эстрадным и киношным "звездам". Настало время полностью искоренить явление "женоподобных" звезд и молодых "поп-идолов", распространившееся в нашем обществе".

То есть никаких женоподобных образов у мужчин. Такова ныне культурная политика Китая без оглядки на Запад. При этом статьи в "Жэньминь Жибао" недостаточно. Государственное управление радио и телевидения выпускает специальный циркуляр о дальнейшем усилении контроля над художественными программами и их персоналом: "Следует положить конец феномену "женоподобных" мужчин и прочей ненормальной эстетике. Решительно сопротивляйтесь панразвлекательным тенденциям, таким как выставление напоказ своего богатства и развлечений, сплетни о частной жизни звезд, отрицательные горячие темы-скандалы, вульгарные "интернет-знаменитости" и отсутствие нижней границы в демонстрации уродства и пошлости".

Так что это? Новая культурная революция, когда Мао Цзэдун в 1966 году заявил, что интеллигенция погрязла в процветании и утратила импульс к внутреннему развитию? Отнюдь. Это призыв оставаться собой и работать на общее дело. Это призыв интеллигенции к конфуцианскому служению общим интересам и развитию собственной современной культуры. В Китае это делается так. А вскоре в Пекине соберется пленум ЦК КПК, где будут обсуждаться вопросы нравственного воспитания. Цель – вернуться к традициям.

Понятно, что для многих стран подобная культурная модель невозможна. Но Китай при этом успешен. Успех любой страны обусловлен самобытным внутренним культурным балансом. Своим. По-китайски не получится. Не стоит и пытаться. Но опыт, безусловно, интересен.