"Валдай" изнутри: американская мечта и опасная игра

Кто они, самые необычные новые участники клуба "Валдай"? И чем и новых, и старых членов клуба удивил Владимир Путин?

Американские боевые корабли в проливе и боевые самолеты КНР над проливом, который отделяет материковый Китай от китайского же, но мятежного и связанного с США военным договором Тайваня, – вот что доминировало в мировых новостях все последние дни. В какой-то момент казалось, что все, центр противостояния в мире перенесся туда. Но…

Уже дежурное исполнение гимна США в Киеве на этой неделе дало новое эхо. Приехавший в Киев новый глава Пентагона генерал Ллойд Остин заявил, что членство Украины в НАТО все же возможно. То есть новый виток – по всему миру.

А ведь только недавно, после саммита Путин – Байден в Женеве, казалось, что наступило хоть какое-то успокоение. На этой неделе оказалось, что нет. Далеко нет. И что же делать?

И вот повестку для всего мира обсуждали на заседании клуба "Валдай". Как верхотура большой политики выглядит в глазах обычного человека? Как раз такую интонацию и для своей речи, и для своих реплик на пленарной сессии клуба "Валдай" выбрал президент Путин: "Простые люди у меня были мама и мой папа, но они не говорили лозунгами. Я очень хорошо помню, как даже в семье, в быту, обсуждая те или иные проблемы, они всегда по-простому, по-народному, но с уважением относились к своей стране".

Впрочем, призвав всех к тому, что он называет "здоровым консерватизмом", и памятно пообщавшись на этой сессии с новым лауреатом Нобелевской премии мира Дмитрием Муратовым, к чьему вопросу об "иноагентах" столько всего добавила Маргарита Симоньян (с ее опытом пребывания в иноагентах в США), Путин поинтересовался у валдайцев, что про Россию и США обсуждали они сами.

В разгар предшествующей дискуссии мы для начала обратились к разным поколениям российских членов клуба:

- Мы все ждали, что Россия и Америка начнут, наконец, говорить. А есть о чем говорить-то?

- Да, конечно, есть о чем говорить. Это предотвращение войны и новой эскалации российско-американских отношений, – отметил политолог Дмитрий Суслов.

- Так грустно все? Не о дружбе, а о предотвращении?

- Не о дружбе именно, а о предотвращении войны.

- Ситуация остро предвоенная до сих пор. Мы думали, что ковид "рассосет" ее, а она остается такой. Недоверие – огромное, – отметил декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов.

- То есть предотвращение войны?

- Только.

Ну, и, конечно, звездой нынешнего "Валдая" стал он. Открою один секрет: этот дипломат и депутат из Монголии – мой однокурсник:

- Возьмите граненый стакан, лидеры стран, 100 граммчиков возьмите, закройтесь в каком-то бункер, не выходите, пока не найдете общий язык, потому что в сегодняшнем мире добра всем хватит. Вот наш подход, – заявил депутат парламента Монголии, глава делегации страны в парламентской ассамблее ОБСЕ Цогтбаатар Дамдин.

- Где должны собраться мировые лидеры и стакан налить себе?

- В бункере.

Здесь не бункер. Здесь отель и конференц-центр. Расположенный в Сочи, в горах, когда-то он строился, чтобы провести здесь саммит "большой восьмерки". Но такой формат, как "восьмерка", уже давно никому не нужен. А для мозгового штурма клуба "Валдай" – самое оно.

А уголок Кавказа здесь действительно любопытный. Вот та гора – это еще Краснодарский край, хотя, возможно, дальний склон – это уже Абхазия. Напротив – Адыгея. Дальше – Карачаево-Черкесия. В горах уже лежит снег.

Снег, холод и все более явственные перспективы второй холодной войны – вот что все больше пугает тех здравомыслящих членов клуба, кто приехал и со стороны Запада.

"Политический бомонд в Вашингтоне очень сильно разделен. И многие аппаратчики воспринимают Россию как врага, удобного врага. Говоришь избирателям: "Россия – враг!", и все понимают, не надо ничего особо объяснять. В известной степени все это – игра", – считает главный редактор Департамента по международным делам информационного агентства Askanews Ориетта Москателли.

Но игра очень опасная. Так о чем говорить с Америкой? О предотвращении войны?

- Больше, чем это. Потом что это переходный период, в котором все сужают свои мысли и говорят только о войне или о второй холодной войне, – сказал политолог Петр Дуткевич.

- Или о третьей горячей, упаси Бог.

- Или о третьей горячей. Просто для меня это далеко не так. Есть глобальные вызовы, на которые надо дать глобальные ответы: про климат, про миграцию, про здоровье, про неравенство.

- Я всегда говорил, что все эти конфликты, которые мы имеем между Россией и Западом, немедленно закончатся, когда люди наконец-то поймут, что нужно обсуждать совсем другие проблемы. Развал Ближнего Востока, развал Африки, климатическую политику, которая касается всех, – считает политолог Александр Рар.

Вы обратили внимание? Почти из всех уст – про климат. Между тем в начале этой недели над Черным морем, у Сочи, было сразу два смерча. Потом пришел жуткий туман. И, оказывается, окутав горы, он на них и осел в виде снежных шапок на вершинах.

Представим одного нового и необычного участника заседаний клуба "Валдай".

- Руслан, вы же кавказец?

- Да.

- Это нормально для октября, что снег в горах? По-моему, рановато…

- Наоборот, это ненормально, потому что снега должно быть больше. Ледники должны быть потолще, снега очень мало, – сказал представитель президента России по вопросам изменения климата Руслан Эдельгериев.

Бывший премьер Чеченской Республики, теперь именно он – советник президента всей России по климату, с изменений которого свою речь вообще-то и начал Путин.

"Климатические деформации и деградация окружающей среды столь очевидны, что даже самые обеспеченные обыватели неспособны от них отмахнуться. Засухи, наводнения, ураганы, цунами – они практически чуть ли не нормой стали. Достаточно вспомнить разрушительные трагические наводнения в Европе минувшим летом, пожары в Сибири. Любое геополитическое, научно-техническое, идейное соперничество в таких условиях теряет смысл, если его предъявителям будет нечем дышать или нечем утолить жажду", – подчеркнул президент.

Осветительные приборы, растяжка с названием клуба "Валдай". Сюда члены клуба выходят для интервью СМИ. Вход же на сами заседания закрыт. Если только у вас нет красного пропуска, как у вашего покорного слуги, а значит, и у всех наших зрителей. Посмотрим, что там внутри.

С разрешения авторов представленного на нынешнем "Валдае" доклада о том самом климате представим здесь некоторые важные для всех цифры. Данные есть почти за миллион лет. За это время были всплески выбросов парникового газа СО2. Но сейчас всплеск поистине рекордный. И главный фактор уже не выбросы вулканов и тому подобное, а деятельность человека. Самое же быстрое потепление на планете – в России. С одной стороны, это хорошо: расширяется площадь плодородных земель. С другой стороны, быстрее всего теплеет в зоне вечной мерзлоты. Для России это суперугроза: рушится все, что на сваях. При том что из самой России в атмосферу летит далеко не столько парниковых газов, сколько из той же Америки, только недавно вернувшейся международные Парижские соглашения.

"Кстати говоря, наш энергобаланс более зеленый, чем во многих других индустриально развитых странах мира. У нас 86% нашего энергобаланса состоит из атомной генерации, которая не связана с выбросами, газовая генерация и возобновляемые источники – 86%. В США – 77. В ФРГ – 64. В крупных азиатских странах еще меньше", – сказал Путин.

Но есть и общие проблемы. Например, и над Кавказом – следы от пролетающих самолетов. Как сократить выбросы их турбин, пока понятно только очень-очень отчасти. Как бы то ни было:

- Про СО2 договорились, что это зло. Запад согласен, Восток согласен, Россия согласна, все согласны. Но что дальше? Почему Европа, например, не признает чистыми российскую гидроэнергетику, атомную энергетику?

- Пусть они доказывают, что эта энергия не низкоуглеводная, – считает Руслан Эдельгериев

- Наконец-то возникла тема, где вроде бы есть согласие России и Запада, – борьба с изменениями климата. А как только доходит до конкретики, опять начинаются политические интерпретации.

Иными словами, и здесь надо еще говорить, говорить, говорить. И никак не стесняться, что, например, и здесь гостиничная котельная – на газе, про который в Европе надо бы услышать еще один аспект, о котором валдайцам говорил Путин: "Вот наш газ. Его углеродная составляющая в три раза меньше, чем американский сжиженный природный газ. То же самое касается ГТС Украины. "Северный поток-2" – это современные технологии, современные трубы, которые позволяют увеличить давление. Движение газа по дну Балтийского моря вообще безо всяких выбросов происходит. Эти компрессорные станции – это же маленькие мини-заводы, которые работают тоже на газе. И они тоже выбрасывают в атмосферу СО2. Так, в 5,6 раза выбросов меньше, чем при транзитировании через ГТС Украины. Потому что она старенькая, еще с советских времен. Так все экологи должны сказать: "Закрыть немедленно транзит через Украину!" Нет, все наоборот: "Увеличить!" Ну, что это такое?"

Украина. Недавно там был глава Пентагона. Конечно, с одной стороны, Украина, по Конституции, не размещает у себя иностранные военные базы. С другой стороны, там теперь задуманы некие учебные военные центры США. То есть происходит, скажем так, ползучее превращение страны если не в члены НАТО, то в плацдарм. Зачем? Мнение западного человека Ориетты Москателли.

- Я – итальянка, значит, европейка. Мы в Европе продолжаем задаваться вопросом: почему США считают, что они должны продолжать оказывать такое сильное давление на Россию, особенно имея в виду Китай? Американская стратегия, как мне представляется, заключается в том, чтобы максимально загрузить Россию делами на западном направлении, чтобы не позволить ей полностью уйти на Восток.

Зачем Украине давать втягивать себя в такие игры? Кружным путем, но из Киева на "Валдай" в Сочи приехал украинский политолог Михаил Погребинский.

- В свой статье июльской вы писали, что превращение Украины в "антиРоссию" неприемлемо для миллионов людей.

- Это правда. Опросы общественного мнения это подтверждают: более 40% вообще хорошо или очень хорошо относятся к России. И вот это превращение фактически начинается. Люди, которые выступают против этого движения, подвергаются репрессиям.

- Виктора Медведчука стараются посадить просто в тюрьму. Как в этой ситуации может быть остановлен этот процесс и что вообще можно сделать?

- Самое простое сказать, что украинский народ сам должен принять решение, сформировать такие органы власти и управления, которые отвечали бы его чаяниям, ожиданиям. Вы упомянули Виктора Медведчука. Его пытаются привлечь к уголовной ответственности за государственную измену. Он украл какие-то секреты? Тайно их передал? Нет. За что? За его открытую политическую позицию. Кого-то просто убивают прямо на улице, а кого-то изолируют. Складывается впечатление, что легальными способами украинскому народу не дают и не дадут сформировать такие органы власти, которые отвечали напрямую интересам украинского народа, потому что небольшая группа людей, которая присвоила себе лавры победителей в борьбе за независимость, крайних политических взглядов, они самом деле и руководят Украиной. Вне зависимости от того, какова фамилия главы государства. До сих пор приходили руководители страны, опираясь на избирателей юго-востока, а потом почти сразу меняли свои политически позиции. Это тупик. И вы правы, когда говорите, что формальное членство в НАТО может не состояться, но военное освоение территории уже идет. И это реальную угрозу создает для Российской Федерации. Завтра под Харьковом ракеты появятся, что нам делать-то с этим? Не мы же туда лезем со своими ракетами, к нам под нос их засовывают. Конечно, это проблема, – заявил Владимир Путин.

- Может быть, какая-то есть надежда на новый формат отношений с американской администрацией? Через американцев решать.

- Я думаю, что без этого сейчас ничего не получится, – отметил Михаил Погребинский.

- С самим Киевом бессмысленно?

- Бессмысленно. Пока не с кем разговаривать.

- Пойдем к американцам.

Впрочем, сначала не к американцам, а к британцам. Обозреватель лондонской газеты The Independent Мэри Дежевски стала в этом году лауреатом премии клуба "Валдай".

- Широкий диалог по безопасности нужен после того, что случилось в Афганистане, – считает Мэри.

- Это было унизительно, если вам интересно мое мнение.

- И это не только ваше мнение. В последнее время я общалась с очень высокопоставленными американскими учеными и бывшими дипломатами, которые в точности повторяли вашу мысль, но употребляли при этом более крепкие выражения.

А вот и американка: с экрана к Путину обратилась опытнейшая ветеран вашингтонского истеблишмента Анджела Стент. Спросила про то, можно ли возобновить сотрудничество по Афганистану?

"Я думаю, что контртеррористическое сотрудничество России и США не только возможно и желательно, оно необходимо", – подчеркнул глава российского государства.

Вот бы и возобладать здравому смыслу, а не линии на то, чтобы изображать Путина как кого-то, кто пытается влиять на внутриполитическую жизнь США, не говоря уже о попытках втянуть его в эту жизнь.

- Есть много спекуляций на тот счет, что в 2024 году президент Трамп может снова выставить свою кандидатуру. Что вы думаете о втором президентстве Дональда Трампа?

- А вы бы за него проголосовали? – сказал Путин.

И все же есть мнение, что здравомыслие возможно:

"Встреча в Женеве была продуктивной в целом. Хотя набор вопросов, о которых мы договорились, небольшой. А это, как мы знаем, – всегда сигнал, и у нас уже на 23% вырос товарооборот", – отметил Владимир Путин.

Все так. Но есть и еще один памятный исторический сюжет.

В начале 70-х годов президент США Никсон неожиданно нанес поистине стратегический визит к Мао Дзэдуну в Китай. И вроде "подружился" с ним против СССР. А сейчас – наоборот: с начала октября в Тайваньском заливе – зримое противостояние ВВС КНР и ВМС США. Вернемся к тому, кто почти всю жизнь живет между Китаем и Россией.

- Если сейчас американцы вдруг решат разыграть российскую карту против Китая, есть такие мечтатели в Вашингтоне, что вы им посоветуете?

- Россия не будет картой в чьих-либо руках, – уверен Цогтбаатар Дамдин.

- Американцы говорят, что "мы сейчас Россию припаркуем, мы припаркуем российскую проблему, а займемся Китаем".

- Это такая чисто американская мечта, мы за рулем и будем рулить всем, – сказал Петр Дуткевич.

- Трамп действительно хотел нас "припарковать". Мы им не верим и не поверим никогда. Потому что даже если они скажут, что снимут все санкции, мы знаем, что они не способны выполнить обещания, они кинут, – уверен Сергей Караганов.

- Россия ни при каких обстоятельствах не будет рисковать теми отношениями, которые нужны для ее безопасности, развития, а также самыми конструктивными и глубокими партнерскими отношениями. Главное – американцам даже нечего России по большому счету предложить, – считает Дмитрий Суслов.

- Россия пусть сама "разыгрывает" Китай против Америки. Европу – против Китая и Америки. Пусть российская дипломатия занимается этим. Если другие занимаются, почему России не делать то же самое? – размышляет Александр Рар.

Уже на пленарной сессии к теме Китая получился такой подход:

- Генсек НАТО недавно дал интервью, где сказал, что НАТО несколько корректирует свою картину стратегическую и теперь Россия и Китай рассматриваются не как две угрозы, а как одна общая угроза. Это интересный подход такой, далеко идущий, видимо. Но раз уж они так нас видят, может быть, нам тоже с Китаем пора уже объединиться и кого-нибудь как угрозу рассмотреть? – спросил политолог Федор Лукьянов.

- Мы много раз говорили об этом. Мы дружим с Китаем не против кого-то, а в интересах друг друга, – отметил Путин.

Факт есть факт: никакого военного блока у Москвы с Пекином нет. В отношениях со всеми Москва может исходить из собственной повестки. А Путин напомнил и о собственной истории: "Есть какие-то вещи совершенно очевидные. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, а не наоборот, давайте не забудем, а кто Берлин-то взял штурмом. Американцы что ли? Англичане или французы? Красная Армия! Подзабыли?"