Тема:

Социальные медиа 3 дня назад

Сенаторы задумались, не перемножить ли Facebook на ноль

На слушаниях в Сенате США с обвинениями в адрес Facebook (запрещена в РФ) выступила бывшая сотрудница компании Фрэнсис Хауген. Сенаторы согласились: ради роста прибыли Facebook экономит на национальной безопасности США.Такой посыл явно читался в выступлениях многих участников слушаний.

Глобальный сбой приложений Facebook (запрещена в РФ) может стоить корпорации 100 миллионов долларов. Такую предварительную оценку сегодня дали финансовые эксперты из США. Сейчас технические неполадки устранены. Однако акции компании Цукерберга все равно в минусе. В ходе торгов несколько часов назад их стоимость снизилась почти на 2%. И, похоже, это только начало. Над Facebook сгустились тучи, и сегодня уже прогремел первый гром. Какую судьбу готовят соцсети в Конгрессе?

Фрэнсис Хауген, конечно, появилась бы перед Cенатом даже если бы Facebook с Instagram (запрещена в РФ) и WhatsApp накануне не "легли" на несколько часов. Слушания плановые. Перед тем как оказаться на Капитолийском холме, экс-сотрудница Цукерберга в качестве тайного информатора написала десятки жалоб в Комиссию по ценным бумагам и поделилась с прессой тысячами скопированных страниц корпоративной документации. Однако глобальный сбой делу Хауген точно не повредил, а даже наоборот.

"Я здесь сегодня, потому что я верю в то, что Facebook вредит детям, увеличивает разногласия между людьми и ослабляет нашу демократию. Руководство компании знает, как сделать Facebook и Instagram безопаснее, но не сделает необходимых изменений, потому что ставит во главу угла астрономическую прибыль. И здесь нужны действия со стороны Конгресса", – заявила Хауген на слушаниях.

Их уже предпринимают. Накануне слушаний сенатор Ричард Блюменталь поставил эксперимент. С помощниками они завели в Instagram профиль несуществующего подростка и от его имени стали интересоваться строгими диетами. Алгоритмы соцсети, почуяв жертву, накинулись на нее и стали предлагать ей еще больше опасных ссылок и страниц о проблемах с питанием и анорексией. Ведь каждый клик – это центы и доллары, а что там будет с подростком,Facebook не волнует.

"Продукция Facebook вызывает у детей зависимость, и это не только то, на чем они зарабатывают деньги. Они ставят свой доход выше боли, которую приносят семьям и детям", – подчеркнул сенатор Блюменталь.

Идеальный шторм, который усугубляет реальность по спирали и способствует максимальному получению прибыли – так, согласно утечкам от Хауген, подобную технологию называют в самом Facebook. В общем, настала пора объявлять о моральном банкротстве.

"Я видела, как Facebook неоднократно сталкивался с конфликтами между собственной прибылью и нашей безопасностью. Facebook последовательно выбирает прибыль. Результатом стало еще большее разделение, больший вред, еще больше лжи, угроз и конфликтов. Это все привело к насилию, которое вредит и даже убивает людей", – указала она.

Причем не где-нибудь за три девять земель, а прямо на подходах к залу, где выступает осведомительница в компании двух своих адвокатов. 6 января тут, в коридоре Сената, застрелили Эшли Бэббит, которая вместе с другими сторонниками Трампа участвовала в штурме Капитолия. Если бы Facebook не отключил фильтры, которые включал перед президентскими выборами, уверена Хауген, то и штурма бы не было.

"Вы говорили, что Facebook ввел элементы защиты, чтобы уменьшить потоки дезинформации в преддверии президентских выборов-2020, но сразу же выключил их, после выборов. Вы знаете про акт мятежа 6 января. Как вы думаете, Facebook выключил защитные элементы, потому что это снижало прибыль?" – задала вопрос сенатор Эми Клобушар.

"Facebook изменил настройки, по сути, предохранительные фильтры, в преддверии выборов, потому что они знали, что ситуация опасная. Они также хотели увидеть рост, увеличение цифр посещения платформы после выборов, и они вернулись к своим изначальным настройкам", – ответила Хауген.

Помогает Facebook, по ее словам, не только внутренним врагам Америки (так штурмовавших Капитолий называет Байден), но и врагам внешним. Китай и Иран, дескать, используют американские соцсети для шпионажа за инакомыслящими.

"Моя команда непосредственно работала над отслеживанием участия китайцев на платформе, отслеживая, скажем, уйгурское население в разных местах по всему миру. Мы также обнаружили что, правительство Ирана шпионит за другими государственными субъектами. И я считаю, что нехватка подразделений кибербезопасности в Facebook является проблемой национальной безопасности", – заявила бывшая сотрудница компании.

То есть и тут все упирается в деньги. Ради роста прибыли Facebook, мол, экономит на национальной безопасности США. Не пришла ли пора сам Facebook перемножить на ноль? Такой посыл явно читался между строк в выступлениях многих сенаторов.

"Вот мое послание Марку Цукербергу: вы можете работать или не работать с нами, но мы больше не позволим вашей компании причинять вред нашим детям, нашим семьям и нашей демократии", – подчеркнул сенатор Эд Марки.

Марка Цукерберга тоже хотят видеть на Капитолийском холме, но пока отбиваться приходится ему у себя же в Facebook: "Мы серьезно заботимся о таких вопросах, как безопасность, благополучие и психическое состояние… В основе этих обвинений лежит идея о том, что мы ставим получение прибыли превыше безопасности и благополучия. Это неправда".

Но все как прежде уже не будет. Маленькие уступки – это явно не то, чего ждут от Цукерберга. Проблема Facebook не в том, что он сделал президентом Байдена, как считают республиканцы, или сделал президентом Трампа – в этом уверены демократы. Она в том, что он сделал президентами их обоих. Друг всем не только не друг никому – он еще и опасный свидетель, который слишком много знает. Спросите, хотя бы у Сноудена.

"Цукерберг отвечает на глобальный сбой и национальный скандал заявлением, что Facebook здесь – настоящая жертва, и скромным предложением Конгрессу рассмотреть законодательные ограничения на использование подростками интернет-услуг, определить способы верификации, ограничить приватность данных подростков", – отметил Эдвард Сноуден.

Впрочем, жертвой судебных разбирательств еще может стать и осведомительница Хауген. Она наверняка подписывала договор о неразглашении, и если так, то юристы Facebook его, конечно, уже подняли. Что же касается судьбы самой мегакорпорации, то варианты разные, но похожие примеры в американской истории уже были. Ровно 110 лет назад при участии Конгресса была раздроблена нефтяная империя Джона Рокфеллера – компания Standard Oil.

Драма Цукерберга еще и в том, что он стал обладателем ресурса, который оказался больше его представлений о том, как этим ресурсом следует распоряжаться. Судьба Рокфеллера в этом случае еще спокойный вариант. Подлинным бунтарям цифровой эры, как правило, уготованы судьбы того же Сноудена или Ассанжа.