"История России глазами художников" обещает удивительные встречи

"История России глазами художников". Грандиозный проект в Новой Третьяковке.

12 июня, в День России, главным культурным событием стало открытие выставки "История России глазами художников" к 800-летию со дня рождения Александра Невского. Мощный совместный проект Третьяковского галереи и фонда "Моя история". Экспонаты из 40 музеев и частных собраний. Россия история глазами великих русских живописцев: Сурикова, Репина, Васнецова, Верещагина, Маковского. Открывал экспозицию президент Путин.

Он шведов громил в 19 лет. Александр Невский. Александр Храбрый. Мудрый правитель. Отважный полководец. Одаренный дипломат. Защитник веры, на века сказавший: "Не в силе Бог, а в правде".

Владимир Путин и Патриарх Кирилл вглядываются в масштабную диораму "Ледовое побоище" – она должна стать главным экспонатом музея на берегу Чудского озера.

Вот героический Невский опирается на меч, и как не угадать в авторе триптиха Павле Корине – потомственного иконописца. А эта неизвестная парсуна – из Челябинского музея. Впервые выставляется в Москве. И ведь облик Невского у каждого художника свой.

Профиль артиста Черкасова на ордене Святого Александра Невского – учрежденная Петром награда была возрождена в 1942-м, когда на борьбу с захватчиком встала вся сила истории государства российского.

"Александр Невский был незаурядным военным деятелем, незаурядным полководцем, о чем свидетельствует то, что он за всю свою военную деятельность не потерпел ни одного крупного поражения", – рассказал Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

Шлем и меч – подлинные сокровища экспозиции. Безусловный XIII век. Оружие (немецких мастеров), в бою захваченное, принадлежало князю Довмонту-Тимофею – он возглавил оборону северо-западных рубежей сразу после Невского. Пределы Пскова экспонат номер один покидал лишь однажды – во время Великой Отечественной. И вот грандиозное событие – путешествие в Третьяковку.

А из музея Городца в Москву впервые отправляется шлем. И захватывающая история его обретения: нашли в 1985-м археологи. На раскопе был дождь, руководитель экспедиции отправила скучающих студентов обойти улицы Старого города, расспросить про находки во дворах. Тут городчане Мошкины и вспомнили, как копали яму в огороде. Шлем оказался княжеского достоинства. Реставраторы раскрыли серебро и золото покрытия и вмятину, полученную в бою. Есть даже загадочная надпись, пока не расшифрованная. Не вызывает сомнений лишь принадлежность реликвии эпохе Александра Невского.

В самом сердце древнего Переславля – Спасо-Преображенский собор – суровая красота XII века. Основанный Юрием Долгоруким, достроенный Андреем Боголюбским. Здесь Александр невский принял крещение. Рядом стоял дворец, где князь родился, но только этот белокаменный храм, лишенный всяких украшений, строгий, лаконичный, ввысь устремленный, хранит память о великом имени России. На земле Переславля начинался земной путь князя длинной всего в 42 года.

"Все его подвиги и все, что он сделал для России, значимо, но когда ты понимаешь, что это был молодой человек с потрясающей внутренней конструкцией, завораживает тебя это невероятно", – призналась Татьяна Волосатова директор Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО".

Невероятное путешествие, полное самых неожиданных открытий, обещает и выставка в Новой Третьяковке. Это, конечно, субъективный взгляд художников на историю: и хрестоматийное Крещение Руси Васнецова, и несколько лет назад появившийся на аукционе "Сотбис" "Иван Сусанин" Маковского. У масштабного полотна так и слышится хор "Славься" из оперы Глинки.

Настоящая театральная мизансцена – мастера исторической живописи питали к таким слабость. Вот "Шуты при дворе Анны Иоановны": уже больная императрица, всесильный Бирон, и неодобрительно застыла в дверях фигура, похожая на министра Волынского. Двор захватили средневековые забавы.

А какие удивительные встречи обещает выставка! Например, посвященный спасителям Отечества триптих Михаила Скотти едва ли не впервые собирался из трех музеев – сергиево-посадского, нижегородского и Третьяковской галереи. Грандиозный Верещагин, как всегда, поражает масштабом замысла.

Никогда прежде части триптиха "Под Плевной" так эффектно не экспонировался. С одной стороны – холст "перед атакой", с другой- после. Штурм, стоивший жизни десяткам тысяч русских солдат, смотрящий может буквально почувствовать кожей.

Переломные моменты, главные исторические фигуры. Конечно, противоречивый Иоанн Грозный. Вот интерпретация художника Геллера встречи царя с псковским юродивым. А вот картина, которую в коллекцию выбрал сам Третьяков.

Кровавые страницы истории сменяются светлыми. Как завораживали живописцев XIX века красота древнего костюма, таинство обряда... славный быт предков – в мельчайших деталях.

100 работ из 40 музеев – грандиозная выставка. Конечно, не иллюстрация из учебника, интереснее. Словно исторический роман, она погружает в прошлое, опутывает тайнами. Художественная летопись России. История страны глазами живописцев. От принятия христианства и до Первой мировой войны.