В Забайкалье открылась выставка с тактильными копиями икон

В Забайкалье открылась выставка с тактильными копиями икон и других религиозных символов. Экспонаты предназначены для слабовидящих людей, они созданы по гранту благотворительного фонда Алишера Усманова.

Экспонаты трогать руками обязательно. В краеведческом музее Забайкалья открыли тактильную выставку. Религии мира здесь как на ладони.

Под руками другая вселенная с пророчествами, духами и божествами. Музыкант Максим Бельский с рождения видит мир пальцами, и для него такое познание рождает новый уровень понимания реальности. Пары минут хватило, чтобы привыкнуть, и вот безликие образы обрели объём и наполнились красками.

"Я, находясь в других музеях, ни разу нигде такого не видел, не трогал, это, наверное, первый в памяти музей, где можно вживую осязать", – говорит посетитель выставки, концертмейстер Дома детского творчества Максим Бельский.

Экспозиция презентует первые образцы тактильных дубликатов. Экспонаты музей региона получил благодаря гранту программы "Особый взгляд" благотворительного фонда Алишера Усманова.

"Для детей это вообще очень познавательная программа, потому что рожденные незрячими дети никогда бы об этом не узнали и не узнают, не прикоснувшись к данным экспонатам", – рассказывает Светлана Богомазова, и.о. председателя Забайкальской краевой организации Всероссийского общества слепых.

В 2020-м такие гранты выиграли 11 музеев страны. Теперь и в Хабаровске познакомиться со знаменитой тициановской "Ревеккой у колодца" могут посетители с ограниченными возможностями по зрению. Рельеф из специального пластика, конечно, не передает богатства колорита оригинала, но композиция и точность деталей – на высоте. Размер копии уменьшен специально, так лучше для восприятия.

Тактильные копии пяти картин появились и в Музее изобразительных искусств Карелии. Их создали Михаил и Ольга Шу, у которых в Москве собственная мастерская. Почти шесть лет они делают макеты для особенных посетителей российских музеев. В портфолио более 400 работ.

"Нам хотелось показать и ближний и дальний план картины, чтобы можно было прочувствовать, что это здесь спереди, а то вот вдали", – объясняет Михаил Шу.

Победителем конкурса благотворительного фонда Алишера Усманова также стал музей имени Эрьзи в Саранске. Здесь экспозицию пополнили тактильные копии картин Федота Сычкова. Колоритные работы пронизаны позитивом.

"Видеть наощупь — это, конечно, благо. Они могут прикоснуться пальчиками и прочувствовать все эмоции, которые вкладывает художник в изображение картин. Конечно, это огромная помощь", – считает Арина Булычева заведующая методическим отделом Мордовской республиканской специальной библиотеки для слепых.

К тактильному марафону присоединился Хакасский краеведческий музей. На выставке – копии предметов старины. Погребальная маска Таштыкской культуры дает представление о том, как выглядел человек, проживающий на территории современной республики, 25 тысяч лет назад. Сейчас экспонат доступен и для незрячих ценителей археологии.

"Это должно стать нормой практически в любом музее, я думаю, что такие практики у нас можно будет встретить на всех экспозициях, потому что когда человек пробует это всё, пропускает через себя, он лучше осваивает этот опыт", – говорит Анастасия Фалиц-Готлиб, старший методист Хакасского национального краеведческого музея имени Л.Р. Кызласова.

Культура доступна для всех категорий граждан. Сегодня доказывают музеи страны.

Рамок нет; зачастую мы придумываем их сами.