Оплата есть, а услуг нет: что не так с ЖКУ в коттеджных поселках

За год строительство частных домов в России выросло в 1,4 раза. За время самоизоляции граждане оценили плюсы загородной жизни: около 40 процентов россиян считают коттедж наиболее предпочтительным вариантом для проживания. Но есть здесь и свои подводные камни. В частности, тот факт, что в законодательстве нет понятия "коттеджный поселок".

В России растет спрос на частные дома, но жизнь в коттеджных поселках порой обходится дорого: за коммунальные услуги здесь собирают приличные суммы, при этом оказывать их никто не спешит.

Автомобиль попал на лед и застрял между сугробами – ни туда, ни сюда. Пришлось вызывать трактор. Машину вытащили, но вопрос остался: почему дороги в коттеджном поселке не чистят?

Нина Николаевна не сломала бы минувшей зимой руку на этих колдобинах: сейчас боится вновь поскользнуться. Уверенности, что с приходом тепла ямы залатают, нет. Жительница поселка обращалась за помощью, но безрезультатно.

"Исполнительный директор ответила, что в договоре не прописано содержание дорог и асфальтового покрытия в надлежащем состоянии, поэтому они заниматься не будут", – рассказала Нина Гоман.

При этом владельцы коттеджей исправно платят за чистку дорог, за охрану, за обустройство территории. Дома растут, как грибы, но понятия "коттеджный поселок" в законодательстве до сих пор нет. Застройщик продает дома, а инфраструктуру оставляет в своей собственности, становясь, по сути, монополистом.

"Сейчас нет законодательной обязанности отчитываться перед домовладельцами о размере тарифа, о расходах, которые несут эти обслуживающие организации, и вот этот пробел, конечно же, необходимо устранить", – говорит координатор федерального проекта "Школа грамотного потребителя" Александр Козлов.

В одном из коттеджных поселков с жителей собирают по 36 тысяч рублей в месяц. В собственности Александра Яковлевича только коттедж: такими объектами как, например, теннисный корт, пенсионер не пользуется – зачем платить? Он расторг договор, но управляющая компания подала в суд. В поисках правды пришлось дойти до высшей судебной инстанции.

"Судьи говорят: вы, извините, открывайте закон федеральный: "Собственник обязан платить за содержание своей собственности", – рассказал житель поселка Александр Стеблин.

Верховный суд потребовал пересмотреть дело: выяснить, чем пользовался пенсионер, в каком объеме, какова была стоимость услуг и нуждался ли он в них. Этот прецедент – сигнал монополистам, призывающий умерить аппетиты, и алгоритм действий для жителей коттеджных поселков.

"Именно это решение Верховного суда позволит им защищать свои права: теперь они знают, как и на что нужно обращать внимание судов, чтобы отстоять свои законные права и интересы", – считает адвокат Стеблина Владимир Сундаков.

Но противостояние может стать и более острым: начнутся массовые судебные тяжбы. Поэтому поселкам срочно нужен правовой статус. Если инфраструктура станет общедолевой собственностью, как в многоквартирных домах, не возникнет и споров.

"Это как раз тот выход, который позволит в дальнейшем уже собственникам решать, какая управляющая компания будет эксплуатировать их имущество, какие тарифы будут установлены. В таком случае этой проблемы как таковой не станет", – отмечает член комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Александр Якубовский.

Впрочем, это коснется лишь новых поселков. Со старыми сложнее: нельзя взять и передать жителям инфраструктуру, которая находится в чьей-то собственности. Ее можно выкупить, но не факт, что гражданам это окажется по карману.