Тема:

Коронавирус 1 день назад

Какая вакцина лучше: проблемы AstraZeneca топят Ангелу Меркель


AP Images

"Лучшей вакциной является та, которую вы можете быстро получить", – считает премьер Канады Джастин Трюдо. Но Евросоюз не согласен с Канадой. Европа отказывается от AstraZeneca "из мер предосторожности". Это влечет политические последствия: проблема AstraZeneca может стать проблемой Ангелы Меркель.

Преимущества перевешивают риски, полный отчет будет не раньше 18 марта, а страны ЕС сами должны решать: прививаться вакциной AstraZeneca или нет. Неполный список заявленных еврорегулятором лекарств сегодня дал повод британской прессе снова спросить соседей: "А не политика ли все это?". Безработный телескандалист Пирс Морган со страниц газеты The Sun переформулировал: "Может ЕС сошел с ума?". По данным Daily Mail в самой Британии тромбоз чаще случался после вакцинации Pfizer. Почему его не бойкотируют? Что и, главное, как скоро выберет Европа?

До этой недели кампания по вакцинации в Германии шла очень медленно. А теперь может практически остановиться. Институт вакцины Пауля Эрлиха ввел двухнедельный мораторий на использование британо-шведского препарата.

Анализируя новые данные, эксперты Института Пауля Эрлиха отмечают заметное увеличение случаев особой формы тромбоза церебральных вен в сочетании с недостатком тромбоцитов в крови и кровотечением вскоре после вакцинации препаратом AstraZeneca.

На миллион шестьсот тысяч немцев, привитых AstraZeneca, а это более половины всех вакцинированных в Германии, зарегистрированы семь случаев тромбоза и легочной эмболии, трое пациентов пережили аллергический шок, а около трех тысяч – резкий подъем температуры до 41 градуса. Неприятной статистики достаточно, чтобы проигнорировать призывы ВОЗ продолжать использование препарата.

"Решение о приостановке вакцинации было принято из мер предосторожности. Нам не стоит спекулировать сейчас, нужно дождаться решения Европейского агентства лекарственных средств", – призывает министр здравоохранения Германии Йенс Шпан.

Ключевой вопрос, на который должен ответить европейских регулятор: что-то не так с конкретным препаратом, встряска организма от прививки может вызывать такой иммунный ответ или вакцинация случайно совпала с обострением заболевания?

"Эксперты детально изучают все имеющиеся данные, а также клинические обстоятельства конкретных случаев, чтобы определить, могла ли вакцина внести свой вклад или, скорее всего, они могли быть вызваны другими причинами", – добавляет исполнительный директор Европейского агентства по лекарственным средствам (ЕМА) Эмер Кук.

Предварительные выводы EMA обещает обнародовать уже 18 марта. Но, не дожидаясь результатов расследования, использование AstraZeneca, кроме Германии, уже приостановили две трети стран Евросоюза.

Зато канадский премьер Джастин Трюдо, кажется, готов привиться. Не этой вакциной, а вообще любой.

"Лучшей вакциной является та, которую вы можете быстро получить", – убежден канадский премьер Джастин Трюдо.

Моральная поддержка от члена Содружества наций Британии очень нужна. Потому что там сейчас переживают (и правильно делают) за авторитет национальной науки – ведь AstraZeneca часто называют оксфордской вакциной. Премьер Борис Джонсон апеллирует к авторитету национального регулятора, который не мог выпустить на рынок абы что, а британские медики видят причину проблем в том, что сам COVID-19 может вызвать и свертывание, и разжижение крови.

"Я бы сказал, что первое, что нужно сделать перед тем, как поставить вакцину на паузу, – это быть абсолютно уверенным, что ни в одном из случаев или, по крайней мере, в большинстве случаев, не обнаружен недиагностированный COVID-19", – настаивает профессор фармакоэпидемиологии Лондонской школы гигиены и тропической медицины Стивен Эванс.

Собственно, если все, действительно, так – это было бы колоссальным облегчением для европейских властей. В случае исключения AstraZeneca из корзины вакцин, в ней мало что останется.

Брюссель затянул переговоры с другими поставщиками. И его обошли более шустрые покупатели из США, той же Британии и, например, Израиля. Вакцины Pfizer-BionTech и Moderna поступают в Европу по остаточному принципу. 4 марта европейский регулятор начал процедуру сертификации препарата "Спутник V". Фармацевтические предприятия в Германии, Франции и Испании готовы последовать примеру итальянских коллег, которые собираются запустить производство российской вакцины. Но это потребует месяцев, а на Европу прямо сейчас накатывает очередная волна "короны".

"Мы находимся в ситуации, которую можно описать как гонку со временем. Ясно одно, что ситуация с коронавирусом ухудшится, и перед нами трудные недели. Во всем ЕС растет заболеваемость. Ситуация с AstraZeneca осложняет положение", – констатирует премьер-министр Баварии Маркус Зёдер.

На 17 марта канцлер Германии Ангела Меркель планировала большое совещание с руководителями федеральных земель. Мероприятие пришлось отложить: обсуждать стратегию выхода из пандемии, не будучи до конца уверенными в основной вакцине, нет никакого смысла.

Проблема AstraZeneca может стать проблемой Ангелы Меркель. От выработки коллективного иммунитета зависят темпы выхода из локдауна, а от них, в свою очередь, уровень поддержки правящей партии. Канцлер обещала привить немцев до 21 сентября, а 26-го – федеральные выборы в Германии. Сроки вакцинации можно сорвать, а голосование состоится точно по расписанию.