Игра в прятки с улыбчивым маньяком

Из тюрьмы Северного Кипра сбежал россиянин Александр Сатлаев, бывший следователь из Республики Алтай, который оказался серийным маньяком. Но на свободе мужчина находился недолго – полицейские задержали его через несколько дней. В России "улыбчивого маньяка" также ждет немаленький срок без возможности досрочного освобождения.

Двойной побег улыбчивого маньяка. На этой неделе из тюрьмы на Кипре сбежал россиянин Александр Сатлаев. На родине, в Республике Алтай, его знают как бывшего следователя и серийного насильника. У нас преступнику грозит серьезный срок, а на Кипре он уже отбывает наказание за ограбление. Программа "Вести. Дежурная часть" давно следит за этой историей, съемочная группа выезжала на Алтай и встречалась с пострадавшими от рук следователя-маньяка. Как же ему удалось сбежать с охраняемой территории? И где он скрывался? Далее – не известные ранее подробности побега маньяка и детали спецоперации по его задержанию.

Тесная комната заброшенного особняка в портовом городке Кириния, что на территории Северного Кипра, стремительно наполняется людьми в форме. Это местные полицейские проводят спецоперацию по задержанию беглого серийного маньяка из России Александра Сатлаева. Очевидцы, которые снимают захват через окно, восторженно комментируют действия полицейских.

Задержанного Александра Сатлаева сопровождает десяток крепких полицейских. Маньяк-насильник из России умудрился и на Кипре получить статус опасного преступника. Впервые местные силовики арестовали его год назад. Сатлаева обвинили в ограблении женщины, приговорили к четырем годам тюрьмы и отправили вот в эту колонию в городе Никосия, единственную на Северном Кипре. Условия для заключенных жесткие.

"Вот коридор тюрьмы. Здесь нет солнечного света, нет свежего воздуха. В камерах нет телевизоров, нет горячей воды", – рассказывает и показывает сотрудница тюрьмы.

В этом блоке находятся временные арестанты, те, кто совершил мелкие правонарушения и те, кто ожидает депортации. Крыло для постоянных заключенных выглядит иначе.

Вот одна из камер. Она очень маленькая, в ней есть окно, вот такая самодельная кровать и табурет. Это камера номер 2.

Такие условия рецидивисту Сатлаеву, видимо, пришлись не по душе, и, отсидев год, он совершил дерзкий побег. Местные правоохранители, похоже, не слишком пристально следили за обитателями тюрьмы. Вот, что рассказал один из охранников сразу после побега россиянина.

"Я в тот вечер был на дежурстве. Камеры не зафиксировали, как он сбежал. Отсутствие арестанта из России мы заметили примерно в 18:30. Думаем, что он спрятался в люке недалеко от тюремных ворот, дождался, когда на территорию тюрьмы заедет автомобиль с продуктами, и скрылся за ним. Да, еще он взял с собой некоторые вещи и радиоприемник. Беглец явно действовал не один", – вспоминает охранник тюрьмы Салих Каяри.

Кто помогал Сатлаеву, пока неизвестно, но бегал он недолго. Уже через пару часов его задержали полицейские, увезли в участок и, вероятно, расслабились. А зря. Маньяк ускользнул и оттуда. А после, будто дразня офицеров, он спокойно разгуливал по городу и попадал в объективы уличных камер. Силовики организовали масштабные поиски преступника. Они решили, что Сатлаев отправился в горы и спрятался в одном из ущелий. По следу преступника шли кинологи с собаками, в воздух запускали беспилотники, но все было безуспешно.

В горах Сатлаева в итоге не нашли – беглый маньяк сумел перехитрить полицейских. В первый же день он направился в сторону моря. На территории Северного Кипра сейчас действует жесткий локдаун из-за коронавируса. В республике введен комендантский час, но это не помешало серийному маньяку преодолеть 26 километров и добраться из Никосии в портовый город Кирения. Отсюда у беглеца было сразу несколько дорог: в Сирию, Израиль и Египет. Но скорее всего, он планировал попасть по морю в Турцию.

Уплыть от погони не получилось. Кто-то из местных сообщил полицейским, что на территории заброшенного особняка в Кирении обосновался бродяга. Полицейские опознали в нем Сатлаева. Теперь на голове серийного маньяка – бесформенная копна грязных волос. Фирменная улыбка серийного насильника скрыта под медицинской маской.

Преступную карьеру Александр Сатлаев начал в 2011 году. Тогда он жил в Горно-Алтайске и работал в Следственном комитете. Днем офицер распутывал уголовные дела, а ночью выходил на охоту. Разъезжал по городу на личном автомобиле и выслеживал жертв. Говорят, мог вести наблюдение до утра, а потом без сна идти на службу. Такая бодрость и необъяснимые приливы сил, по мнению психиатров уже говорят о расстройстве личности.

Со временем Сатлаев осмелел настолько, что стал нападать на женщин во время своих ночных дежурств. А после сам брался распутывать свои же преступления. Звучит невероятно, но следователь-маньяк лично опрашивал потерпевших и докладывал начальству, что не может найти таинственного преступника. Однажды его даже опознала одна из жертв. Но коллеги Сатлаева ей не поверили. О вопиющем безразличии местных правоохранителей корреспондентам "Дежурной части" рассказала журналист алтайской газеты Александра Строгонова. Она тоже пострадала от рук насильника, но сумела отбиться.

"Женщина, на которую он напал, написала заявление, ее пригласили следователи. Один из сотрудников попросил описать преступника, и он вошел в кабинет. Она сказала, а что описывать – вот он. И все посмеялись!" – говорит Александра Строгонова.

Сатлаев словно упивался своей безнаказанностью. Видимо, чувствовал за собой крепкий тыл. Его отец в то время возглавлял суд в Чемальском районе республики, мать занимала высокую должность в администрации Горно-Алтайска. Но нападения на женщин стали происходить настолько часто, что маньяк в итоге попался.

"Город маленький, до оперативников дошло, стали смотреть его дежурства, когда он был на работе. Оставалось взять у него генетический материал. Он курящий. Они с ним покурить, он выбросил окурок, который после отправили на экспертизу. Так его и взяли", – рассказывает учредитель одной из местных газет Сергей Михайлов.

Официально Сатлаеву вменили 11 эпизодов. Но в городе поговаривали, что нападений было намного больше: якобы десятки женщин просто не обращались в полицию. А в некоторых случаях маньяк только раздевал своих жертв и убегал. В итоге доказать удалось четыре изнасилования и четыре покушения на изнасилование. В 2015-м Сатлаева приговорили к шести годам колонии.

В 2019-м он вышел по УДО (поговаривали, что не без помощи отца) и сразу совершил новое нападение, на этот раз в соседнем Барнауле. После насильник будто растворился. Его искали несколько месяцев, пока беглец не обнаружился сам, на Кипре. Улыбчивый маньяк, как прозвали Сатлаева, засветился в видеоблоге туриста из Ростова Александра Зубко. Он отдыхал на острове и познакомился с приезжим с Алтая на пляже. Как раз в том самом городе Кирения, где на этой неделе насильник прятался в заброшенном особняке.

"Ходили на море, совместно готовили ужин, на балконе вечерами пели песни Лепса. Если бы я знал о его предыдущем опыте, то предложил бы петь ему другие песни", – делится воспоминаниями Александр Зубко.

Беглый преступник знал, что находится в международном розыске, но с удовольствием позировал на камеру своему новому знакомому. Проводил экскурсии по популярным пляжам и увеселительным заведениям, говорил туристам, что любит российских женщин. Он будто издевался над оперативниками, которые в итоге и задержали его за ограбление жительницы Кипра.

Возможно, именно маниакальная любовь к женщинам и толкнула Сатлаева на дерзкий побег. У тюрьмы на Северном Кипре, где он отбывал наказание, очень неоднозначная репутация. В прошлом году там поженились двое заключенных, причем оба мужского пола. То ли ситуация показалась Сатлаеву опасной, а может, он побоялся, что из-за плохих условий содержания может "переехать" на кладбище в тюремном дворике. Но теперь к четырем годам за ограбление прибавится новый срок – за побег.

Пока Сатлаев играет в прятки с полицейскими на Северном Кипре, его с нетерпением ждут в России. На родине насильника будут судить за нападение на женщину в Барнауле. В этот раз, с учетом условного наказания, срок маньяка-следователя будет немаленьким, и рассчитывать на досрочное освобождение ему уж точно не придется.