Коптильные газы и хлопья: как отличить браконьерский улов

Перед Новым годом на рыночные прилавки хлынула волна морских даров. Но часто – это товар браконьерский, который хранился в антисанитарных условиях и попросту опасен для здоровья.

С приближением новогодних праздников на прилавки хлынула волна сомнительных даров моря. Рыба из Красной книги, черная икра – товар браконьерский и порой опасный для здоровья. Мало кто знает, что дорогие деликатесы нередко производят в жутких условиях.

Рынок на западе Москвы. На прилавках – дары моря. Рыбная продукция на любой вкус и цвет, но без опознавательных знаков. Ценников нет. Астраханский осетр – дорогой деликатес. Продавец сразу признается, что это контрабанда, поэтому никаких документов

Килограмм браконьерской рыбы торговец готов отдать за 2 тысячи рублей. Продукция незаконная, а потому приплыла, вероятно из подпольного цеха. Так, астраханские полицейские нашли склад, где условия для царской рыбы были далеко не царскими. Тушки осетра хранились прямо на грязном полу. Чтобы увеличить срок годности, рыбу солили в ванне. О ее чистоте говорить тоже не приходится. Придав нелегальному улову товарный вид, дельцы отправляли деликатесы в продуктовые магазины и на городские рынки.

На астраханском рынке таких честных продавцов, как в Москве, которые не стесняясь рассказывают о нелегальном происхождении рыбы, нет. На витринах перед проверяющими в штатском – осетр, сом, стерлядь, икра – по заверению торговцев, все – от официальных рыбных хозяйств. Даже документы имеются.

Но откуда же тогда запрещенная рыба попадает в столицу? Например, на прошлой неделе осетр всплыл на востоке Москвы. В этом помещении вполне можно было снимать фильмы ужасов. На полу разбросаны большие черные пакеты. Грязный кафель. Жуткий запах. И повсюду рыба – в общей сложности около 10 тонн. В автотехцентре Российского государственного социологического университета. находился склад, где хранились редкие породы осетровых. Как между собой связаны рыба, запчасти и наука, сейчас предстоит выяснить правоохранителям. Дельцы, судя по всему, арендовали помещение и проворачивали свои в прямом смысле грязные дела прямо под носом у сторожа. И это не удивительно. Съемочную группу ВГТРК охрана, например, заметила на территории лишь через полчаса.

Изъятая рыба относится к каспийской популяции русского осетра, занесенного в Красную книгу. Вид на грани исчезновения, но браконьеры в погоне за деньгами думают лишь о незаконной прибыли.

Чтобы продать товар подороже, они нередко коптят рыбу кустарными методами. Заливают свежего осетра бурым веществом – жидким дымом. Рыба в мутной воде – как имитация натурального копчения.

"Настоящие коптильные газы содержат много антимикробных веществ. Это способ консервации по сути. Жидкий дым – это фальсификат, то есть все личинки, зародыши и патогенные бактерии в рыбе остаются", – говорит биохимик Алексей Одинец.

Вместе с биохимиком Алексеем Одинцом было решено провести необычный эксперимент: образец обмакнули в жидкий дым и поместили в термостат на неделю. Термостат нагрет до плюс 30 – это комфортная среда для размножения бактерий. Через семь дней на нашем образце появились красные точки. Это и есть микробы, которые могут появиться на рыбе из подпольных коптилен.

Поселок Листвянка, что в часе езды от Иркутска называют центром браконьерской торговли. Здесь едва ли не каждый в рыбном промысле. Кто добывает, кто продает, кто коптит. Главное богатство – байкальский омуль, вылов которого давно запрещен. Но браконьеров это не останавливает.

Ловить байкальского омуля разрешено только коренным народам и строго по квотам. Но законную добычу нередко перекупают теневые бизнесмены. Затем разбавляют партию браконьерским уловом и, прикрываясь официальным документом, в открытую сбывают сотни килограммов рыбы. Так омуль меняет прописку.

Продавщица небольшого магазина на другой стороне Байкала – в Бурятии попалась полицейским во время контрольной закупки. Оперативники выяснили, что омуль никакой не северный, а браконьерский. И он водится на московских рынках.Рыба, которая в Бурятии стоит не более пятисот рублей за штуку, до Москвы доплывает с пятикратным подорожанием. На столичном рынке тушку отдают за две с половиной тысячи. Любопытно, что омуль на витринах не хранится. Торгуют им из-под полы. Предлагают и икру. Красная на прилавках, черная – под ними.

Непонятно – откуда эта продукция, кто и когда ее изготовил? На пластиковых контейнерах ни единого опознавательного знака. Предлагают и на развес, хотя хранить такой продукт можно не более двух дней.

На Сахалине задержали группу из семи человек. Днем они уходили на промысел, а по ночам прямо на траве разделывали улов, фасуя красную икру по обычным полиэтиленовым пакетам. До прилавков продукт доходил либо в замороженном виде, либо уже с душком.

"Роскачество проверяло неоднократно икру лососевых видов рыб, и в половине продукции мы обнаруживали нарушения по микробиологическим показателям. Связанные в том числе с нарушением температуры хранения. Приобретать такую икру просто опасно", – говорит заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.

В Иркутске такую опасную икру предлагали прямо на улице. Людям давали попробовать качественный продукт из открытой банки, а деньги брали за ядовитый контрафакт. В жестяной упаковке был подкрашенный желатин с вкусовыми добавками. Лавочку быстро прикрыли.

Эксперты демонстрируют простой способ – как вкусный и полезный деликатес отличить от некачественного. Достаточно лишь залить его кипятком! Если пошли белые хлопья – это действительно белковый продукт. Специалисты советуют перед покупкой аппетитных с виду продуктов для начала познакомиться с их историей, которая обязательно должна быть подтверждена документально. Ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда, что уж говорить о подготовке безопасного праздничного стола.