Культурное наследие русского Лазурного берега рушится на глазах

Судебные разбирательства что в Ницце, что в Каннах идут не первый год, это позволяет людям, не имеющим на то юридических оснований, продолжать пользоваться российской землей, в то время как уникальные объекты культурного наследия русского Лазурного берега продолжают рушиться на глазах.

Исторический храм Архангела Михаила во французских Каннах – в бедственном положении. Впору подавать сигнал SOS. Построенный в 1894 году, он до Октябрьской революции находился в ведении Русской Православной Церкви и был в собственности Российской империи. Как правопреемник – современная Россия, законный наследник этого важнейшего культурного объекта. Но там крепко обосновалась местная организация под названием "Православная культурная ассоциация Ниццы" (ACOR) и передавать здание России не собирается. Суды за храм идут годами, а храм продолжает разрушаться.

Тогда же, в 2015 году, накренился от ветра, а потом обрушился позолоченный купол, венчавший колокольню. Он разбил уникальную цветную черепицу с узором, сделанную на заказ. И теперь он, помятый, ржавый и прогнивший, едва узнаваемый, валяется под забором . Позолоченные звезды оторваны, крест разломан, остатки сложены в крипте.

Внизу под храмом покоятся адъютант Николая Второго великий князь Петр Романов и его жена Милица Николаевна, первый служивший здесь священник Григорий Остроумов, самый крупный благотворитель того времени, основатель Красного Креста и Полумесяца принц Петр Ольденбургский, героиня движения Сопротивления гречанка Елена Ваглиано. Пол в ее склепе проваливается, флаг испачкан крысиным пометом. Крысы здесь опрокинули и прогрызли все, что могли.

В период дождей крипту затапливает, плесень – на стенах, на иконах, гниет иконостас. Вот в каком виде хранится военная форма Александра Второго, да и то, говорят, не настоящая, подлинник, вероятно, тоже украден. Исчезли и все важные архивы, а те, бумаги, что остались, отсырели и покрылись плесенью. Со счетов управляющей храмом ассоциации куда-то пропали и деньги, которые были пожертвованы на реставрацию храма в 2006 году.

Глава обанкротившейся ассоциации Владимир Янсен в 2014-м создал еще одну – культурную – и сам себе передал в аренду всю российскую недвижимость на участке, кроме церкви. Дом священника он переделал в отель, где клиентам вот уже 5 лет подряд на выбор предлагают проживание в разных комнатах и отдельную дачу в саду, бесплатную парковку на закрытой территории, Интернет. При том что собственник (Россия) разрешения на коммерческое использование земли не давал.

"Каждый владелец имеет право выселить незаконных обитателей, даже если они оспаривают право собственности. На данный момент собственник установлен, это Российская Федерация, так что если там проживает сквоттер, то нужно обратиться в гражданский суд. Процедура выселения занимает около трех месяцев. Сейчас мы, мэрия, даже намерены написать письмо господину Путину, чтобы все сдвинулось с мертвой точки, потому что на карту поставлено спасение храма и русского наследия", – отметил Тьерри Мигуль, представитель мэрии Канн.

"Нам нужно солидное юридическое основание для того, чтобы уже больше никто ни через 10, ни через 90, ни через 100 лет не мог претендовать на эту собственность. Этот храм был бы действительно центром духовной, культурной жизни, он мог использоваться прихожанами. К сожалению, французское правосудие долгое, в том числе это связано с пандемией. Но наши адвокаты французские делают все возможное для того, чтобы решение состоялось как можно быстрее. Ии нас поддерживает мэрия Канн, которая открыто говорит, что они заинтересованы в том, чтобы Россия победила в этом споре", – сказал Михаил Гальперин, замминистра юстиции РФ.

Бесконечные судебные тяжбы внутри управляющей приходом ассоциации и борьба за деньги привели к тому, что сейчас назначенный судом французский ликвидатор пытается отобрать право собственности на землю у России. Территорию – 6 тысяч квадратных метров в одном из лучших районов города – хотят пустить с молотка, чтобы погасить имеющиеся у ассоциации долги. Следующее заседание по этому делу состоится почти через год, говорит адвокат Андреа Пинна, который в течение трех лет ведет это дело: "Российская Федерация консультировалась с ведущим французским специалистом по праву собственности из Сорбонны, мы не планируем менять стратегию, наоборот, будем придерживаться ее вплоть до окончательного решения суда, но процесс еще не закончен. Мы сейчас в суде первой инстанции, есть еще право подать апелляцию, затем право обращения в кассационную инстанцию".

Юг Франции для русских аристократов в середине 19 века открыла императрица Александра Федоровна, мать Александра Второго: она любила отдыхать здесь с детьми. Ее свита – 400 человек – селилась в лучших отелях побережья. Центром светской жизни стала вилла "Казбек", где поселился великий князь Михаил Романов. Резиденция в стиле неоренессанса, которую начал строить для себя князь Лев Кочубей – тайный советник Александра Второго – сегодня – Музей изящных искусств в Ницце.

На побережье аристократы проводили зиму, а летом уезжали в поисках прохлады в горы, во французские Альпы, в местечко Торанк. Дом, где они останавливались, тогда был двухэтажный, резной вход сохранился в первозданном виде, на месте осталась и башня. На фасаде все так же, как и больше ста лет назад, красуется декоративная керамическая плитка. А в этом доме до сих пор живут потомки архитектора храма Михаила Архангела в Каннах. В городке до сих пор можно встретить наших людей, но мало кто знает, что главное сокровище этого места – запрятанная среди густого леса, стоящая в низине деревянная православная часовня.

Здесь же в тени сосен были площадка для чаепития, а напротив – часовня, построенная примерно в то же время, что и храм в Каннах. Козырек и навес были выложены разноцветной желто-зеленой черепицей, на месте окна стояла икона, для ступеней использовали тот же камень, что и при строительстве каннского храма. Внутрь попадаем через алтарную часть.

В алтарной части, несмотря на дожди, сохранилась фреска, выполненная на плотном холсте. Сбоку – остатки витражей, который украшали храм. На второй этаж, где размещался церковный хор, ведет резная деревянная лестница, щитовые стены сделаны прочно на века. Богослужения проводили здесь по воскресениям и в летние праздники. Молиться приходил и сам великий князь, и его свита.

Улица Александра Третьего, авеню Николая Второго, труднопроизносимый для французов, написанный на немецкий лад бульвар Царевич… Здесь сохранился закладной камень виллы "Бермон", где сейчас располагается православный Николаевский собор в Ницце. Его построили на месте, где в 1865 году скончался наследник престола, старший сын императора Александра Второго цесаревич Николай.

Среди исторических реликвий – гусарский мундир, в котором венчался император, медальон с волосами цесаревича, платки с инициалами и окровавленная рубашка Александра Второго – она была на нем в день, когда его убили в 1881 году. Здесь же и чудотворная икона, которая потемнела от солнца, а спустя 23 года сама просветлилась в алтаре. На каждом шагу – бесценные для нашей истории вещи.

"Средства на строительство собора выделил император Николай Второй, его сестра подарила икону Казанской Божьей Матери, собственноручно ею вышитую. Великий дар собору – личная икона царя Иоанна Грозного. Николай Чудотворец 16 века, этот складень был подарен фрейлиной последней императрицы", – рассказал настоятель Свято-Николаевского собора протоиерей Андрей Елисеев.

Три участка земли вокруг собора сейчас через суд пытается отобрать управлявшая много лет храмом ассоциация. В их руках остается и церковь святого Николая и Александры.

Русская православная церковь освящена в 1859 году. Попробуем попасть внутрь. Никто не отвечает, двери закрыты, на входе даже расписания нет. В исторических документах владелец земли, как и в случае с каннским храмом, – Священный Синод и его правопреемница Россия. На деле помещением по-прежнему распоряжается ассоциация.

"Они пытаются доказать, что это их частная собственность. Ассоциация, которая находится в Ницце, решила, что она не будет относиться ни к Русской, ни к Греческой Церкви, а перешла в лоно Румынской Церкви. Возникает вопрос, какое моральное право имеет румынский приход владеть собственностью Святейшего Синода РПЦ", – говорит Андрей Елисеев.

Когда русская община облюбовала этот тихий уголок на вершине холма с видом на город, чтобы здесь хоронить членов своей общины рядом друг с другом бесплатно, они и представить не могли, что кому-то придет в голову из-за него судиться.

Это второе по величине после Сен-Женевьев-де-Буа русское православное кладбище во Франции. Участок на окраине Ниццы в 1866 году выкупило российское консульство, но сегодня и это место стало предметом спора между Россией и французской ассоциацией.

Здесь покоятся: князья Романовы, Гагарины, Оболенские, Волконские, Толстые, Нарышкины, светлейшая княгиня Юрьевская – морганатическая супруга императора Александра II, главнокомандующий войсками Кавказского фронта генерал Николай Юденич, основатель скаутского движения Олег Пантюхов, философ и публицист Александр Герцен, последний министр финансов российской империи Петр Барк и царский министр иностранных дел Сергей Сазонов. В центре – небольшая часовня, за ней – братская могила, куда перенесли останки соотечественников, похороненных в других местах. Много заброшенных надгробий – в плачевном состоянии, где-то поросли травой, где почти стерлись буквы. На их месте неожиданно стали появляться свежие захоронения.

"Мы не можем контролировать, что происходит на кладбище, потому что вся документация находится в руках ассоциации. Они, судя по всему занимаются продажей могил на кладбище, осуществляют некий уход за ним", – считает Андрей Елисеев.

Судебные разбирательства что в Ницце, что в Каннах идут не первый год, это позволяет людям, не имеющим на то юридических оснований, продолжать пользоваться российской землей, в то время как уникальные объекты культурного наследия русского Лазурного берега, нуждающиеся в защите и срочной реставрации, продолжают рушиться на глазах.