Карабахский конфликт: без психологических травм остались немногие

Российские миротворцы стоят на линии разграничения между войсками Нагорного Карабаха и Азербайджана, чтобы не допустить новых столкновений, гарантируя своим присутствием прекращение огня. И это работает. Обстрелов и столкновений нет.

Проблем с витаминами у российских миротворцев в Нагорном Карабахе явно не будет – их угощают яблоками, гранатами, хурмой. Много и фруктов, и радости от того, что они здесь.

В зоне ответственности "Север" выставлены 11 постов, а в зоне ответственности "Юг" – 12. Они стоят на линии разграничения между войсками Нагорного Карабаха и Азербайджана, чтобы не допустить новых столкновений, гарантируя своим присутствием прекращение огня. И это работает. Обстрелов и столкновений нет.

Один из стратегических постов – между столицей Карабаха Степанакертом и городом Шуша, который теперь в Азербайджане. За день до появления здесь "голубых касок" точку, с которой столица НКР как на ладони, заняли азербайджанские войска. Но дальше по договоренности сторон – российские миротворцы. Впрочем, у россиян, как оказалось, миссия в этих краях не только миротворческая.

Гуманитарная ситуация в НК после боевых действий непростая, поэтому 15-я миротворческая бригада вынуждена выполнять и гуманитарную миссию, помогая местному населению.

Село Ханапат Аскеранского района последние боевые действия напрямую не затронули, а вот по касательной досталось. "Была засуха весь год. Родники засохли, а люди приезжают, которые убежали из-за войны. Трудно стало обеспечивать водой", – говорит глава администрации села. До боевых действий село водой снабжал райцентр. Но теперь проблемы и там. А жителей в Ханапате уже больше тысячи.

"В адрес нашего командования поступила просьба администрации Аскеранского района о проблемах с питьевой водой. Поэтому мы здесь, приехали помогать. Акция не разовая, а будет носить регулярный характер", – заявил Дмитрий Пашкин, офицер Департамента ресурсного обеспечения Минобороны РФ.

Цистерна объезжает дом за домом, и везде реакция одинаковая: удивление и радость. Миротворцев, тем более с водой, здесь увидеть не надеялись.

"Приятно, что у нас хорошие отношения. Вы делаете все, чтобы у нас все стало нормально. Это очень хорошо", – говорят местные жители.

С передачей отдельных районов Карабаха Азербайджану количество российских миротворческих постов на линии разграничения может увеличится. Уже передан Агдамский. А на границе в соседнем Мартунинском – село Берташе. На окраине – гранатовая плантация, а неподалеку теперь линия разграничения. Покидать свое село эти люди пока не собираются. Мир в Нагорном Карабахе им гарантировали на высшем международном уровне, а здесь в своих домах еще и российские миротворцы. А вот село Вазгенашен переходит в состав Азербайджана.

На прошлой войне у местного жителя Андроника Межлумяна погиб брат. Родственника, который служил в армии, до сих пор не могут найти ни живым, ни мертвым. И таких пропавших десятки очень много с обеих сторон.

Генерал-лейтенанту МЧС Владимиру Соловьеву теперь приходится заниматься и такими вопросами. Не только с коллегами из Азербайджана, но и с международным Красным Крестом.

Красный Крест обещает содействие по своей линии в Азербайджане и предлагает сотрудничать в оказании помощи в Карабахе, тем более что Россия создает Межведомственный гуманитарный центр содействия. И первый конвой из пяти "КамАЗов" уже доставил в Степанакерт помощь: строительные материалы и окна. А группировка МЧС в Карабахе, как и помощь, будет увеличиваться.

"Прибыла только оперативная группа. Будет наращиваться группировка. За счет кого? За счет различных специалистов. Медиков направлять необходимости нет. Как и аэромобильный госпиталь. А вот психологов планируем направить", – рассказала Соловьев.

Без психологических травм от последней ожесточенной войны в Нагорном Карабахе остались немногие. Здесь и горечь потерь, и страх за родных и близких, и неопределенность судьбы, а что и как в республике будет дальше. К местной святыне монастырю Дадиванк в эти дни – паломничество. "Людей меньше не становится. Люди ищут ответы в это непростое время. И за ответом приходят сюда", – отмечает настоятель монастыря.

Едут издалека. Роза – из Франции, ее дочь Милена со своей дочерью – из Еревана – помолиться и получить благословение. От волнения Роза начинает говорить на французском. Милена выручает: "Это наша душа, это святыня. И Дадиван и Ичмиадзин – это одно и тоже. Это сердце Армении".

По церковному преданию на этом месте похоронен святой Дади, ученик апостола Фадея. Они проповедовали христианство в Армении. За это Дади принял мученическую смерть и был здесь же похоронен. Это место и стало впоследствии монастырем.