Тема:

Кризис в Белоруссии 1 год назад

План оппозиции наткнулся на белорусский менталитет

Забастовка в Белоруссии заглохла, а двигатели экономики – нет. Всю неделю большинство заводчан спешили на работу, мотивируя свое отношение к стачкам одним, но веским аргументом: нужно семьи кормить.

Забастовка заглохла, а двигатели экономики – нет. Всю неделю большинство заводчан спешили на работу, мотивируя свое отношение к стачкам одним, но веским аргументом: нужно семьи кормить.

Белорусы практичны, трудолюбивы и очень честны. Призывы, например, остановить работу общественного транспорта или не платить коммуналку вызывают у них, как минимум, недоумение. План, который оппозиция назвала "экономическим бойкотом", игнорирует главное – народный менталитет.

"Белорусский человек очень законопослушный, просто это генетически", – говорят местные жители.

Или призыв игнорировать продукцию якобы "неправильных" предприятий. Белорусы по праву гордятся своими товарами, они для них – часть национальной идентичности.

"Они просто сами не понимают, к чему призывают! Люди произвели, люди хотят это продать и дать людям зарплату, как можно игнорировать? Я вообще покупаю только белорусскую продукцию, ни разу не купила шоколад "Рошен", – сказала одна из белорусок.

Украину сейчас вспоминают часто. Параллели с майданным сценарием напрашиваются сами собой.

Украинская Добрянка и белорусская Поддобрянка – деревни-близнецы, в 90-е безжалостно разделенные госграницей, которая прошла по огороду, а у калитки теперь пункт пропуска.

Территория Белоруссии заканчивается буквально в ста метрах отсюда: за шлагбаумом – мост и дальше уже Украина. Раньше здесь ходили совершенно свободно, просто предъявляя документы. Но уже больше полугода назад Украина приостановила работу своего пункта упрощенного пропуска, и разделенными оказались деревни, соседи и семьи. На две страны жили в каждом доме, пока не вмешались политика и пандемия.

Муж Натальи – украинец, работает в России и после госпереворота 2014 года сменил гражданство на белорусское. Наталья с сыном живут в Белоруссии, но за шлагбаумом в украинской Добрянке осталась свекровь-пенсионер, которой нужна помощь, – те же тарифы на газ на Украине неподъемные. Две страны сравнивали всегда. Сейчас точно не в пользу Украины. Украинские друзья Натальи говорят: копировать майданные перемены – это вредить себе же. И теперь они это понимают.

"Майдан – это не пример. Меняется у людей мнение, потому что тяжелее стало жить на Украине, намного тяжелее. На данный момент самое главное – медицина. Лечение у нас же все бесплатное, там платное, и даже тест сделать очень дорого, и люди очень возмущаются и сожалеют", – говорит Наталья Селезнева.

Сын Натальи Алексей – студент. Школьный аттестат украинский, но вуз там даже не рассматривал, поступил в ветеринарную академию в Витебске. В сентябре студенты трех украинских вузов обратились к ровесникам в Белоруссии с призывом не перенимать опыт Майдана. Алексей отношению к протестам уже научился на ошибках соседей. "Глупо все это, как по мне, бесполезно. Друзья-украинцы говорят, не делайте, как мы. После этих митингов в Украине еще хуже стало, чем было", – сказал Алексей.

Сестры Анна и Александра живут в приграничной белорусской деревне, старшая Ольга – на Украине. А родились и выросли все в той же украинской Добрянке, которую их отец восстанавливал после войны. Потому их так возмущают те, кто называют себя новыми партизанами и устраивают в столице шумные шествия.

"Партизаны голодные воевали за идею. А сейчас они сытые, пойдут помитингуют, придут, а дома еда. Они выспятся целый день, а вечером снова идут камни разбирать. Это разве правильно? Я понимаю, что-то вас не устраивает, но вы делайте это по-другому", – считает Александра Дука.

Сейчас из-за закрытой границы не могут даже навестить сестру, внуков, отчий дом и могилы родителей. Но сердце болит не только из-за пандемии: видят, что стало с родной деревней, – запустение и безработица.

Поиск работы – одна из причин, почему украинцы переезжают в Белоруссию. Многие, конечно, бегут от войны: по данным республиканского представительства ООН, с начала конфликта на юго-востоке Украины границу с Белоруссией пересекли более 160 тысяч человек. Но есть переселенцы и из мирных регионов: семья Шевчук из Винницкой области перебралась как раз в поисках лучшей доли. Дом предоставил колхоз, где Игорь устроился ветеринаром, с заработком не хуже, чем когда-то в украинской клинике, Наталья – секретарем. С сельчанами сразу нашли общий язык.

"Они понимают ответственность: с утра трактора идут в поля и работают. Они знают, что надо работать, сеять, пахать, хлеб собирать и кормить. Никаких забастовок не было. Ни одного дня, ни одной минуты здесь не было забастовок", – сказала Наталья Шевчук.

В Минске сегодня снова протесты, марш из центра города сместился к восточной окраине. В ГУВД подтвердили, что задержали некоторых активистов, точное количество пока не сообщается, а также что силовики произвели несколько предупредительных выстрелов в воздух, чтобы пресечь нарушения закона.