Тема:

Коронавирус 4 дня назад

Не ковидом единым: как работают российские хирурги в эпоху коронавируса

В разгар второй волны коронавируса – особое внимание к врачам, которые помогают восстановить здоровье остальным пациентам, ведь их не стало меньше.

В столице объёмы оказания экстренной нековидной помощи превысили показатели прошлого года. В мэрии отметили, это стало возможным благодаря временным госпиталям, где размещают больных коронавирусом, снижая нагрузку на другие больницы.

В соседних операционных – пятимесячный Лев и его мама Елизавета. Десятки врачей национального центра трансплантологии имени Шумакова проводят сложнейшую операцию: пересадка донорской печени. Не меньше двух часов на столе у хирургов. И еще несколько месяцев на реабилитацию. Но к таким тяжелым пациентам – в центре уже привыкли. В больнице на постоянной основе ждут пересадки или проходят лечение после нее около тридцати детей. Еще больше сотни взрослых. С момента трансплантации легких у Антонины Якубовский прошло уже больше месяца. А вот донора она ждала больше года.

"Раньше была отдышка, я не могла, особенно последнее время, почти ничего. Так, дойти до кухни и обратно. Вот и все мои способности. Сейчас, конечно, уже легче, намного", – признается Антонина Якубовская.

Операция на лёгкие – одна из наиболее сложных технически, в среднем – восемь часов. Только с начала года в центре прооперировали пять таких пациентов. А всего за это время здесь провели почти пятьсот трансплантаций. Пересадки не останавливали даже во время пандемии. Более того – в центре работало отделение для коронавирусных больных, которые недавно получили донорский орган.

"Они подвержены заражению и требуют специального лечения. Это пациенты, у которых фон отягощен наличием донорского органа, который мы хотели бы сохранить. Это фактор жизни этого пациента. Поэтому стояли задачи не только по спасению жизни, сохранению возможности дышать, но и сохранению функции пересаженного органа", – пояснил Сергей Готье, академик РАН, директор НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова, главный внештатный трансплантолог Минздрава России.

В московский, головной центр трансплантологии поступают пациенты из всех регионов. Однако большую часть также берет и филиал в Волжском. Центр на 150 койко-мест и пансионат для тех, кому требуется динамическое наблюдение перед и после операции открылся летом. Несмотря на тяжелую ситуацию в здравоохранении, больных стали принимать сразу. Уже сейчас загруженность плотная. Но темпы оказания помощи планируют развивать и дальше.

"Условия пандемии обязывают ко многому. Очень тщательно подходим к обследованию пациентов. Пациенты проходят через целый этап даже на посещение. Все на госпитализацию имеют мазки ПЦР. КТ-диагностика, инфекционная безопасность для пациентов – это принципиальное требование", – отметил Алексей Николаев, врач-нефролог НМИЦ ТИО им. ак. В.И. Шумакова.

Операция, которую провели накануне в центре – без преувеличения уникальна. Врачам необходимо было удалить часть печени, не прижившуюся раннее трансплантированную почку и пересадить другую – родственную. Уже через неделю пациентка сможет выйти из больницы.

Своей операции уже в НИИ Склифосовского ждет и Оксана Васильева. Примерно полгода назад женщина почувствовала боли в плече и руке. Тогда решила – продуло, обратилась к врачу, но стандартное лечение при таких симптомах результата не дало. После МРТ стало понятно – у пациентки опухоль между позвонками. Госпитализировать нужно срочно.

"После консультации с нейрохирургом стало понятно, что откладывать нельзя. У меня уже очень большая опухоль, она почти заняла весь позвоночный канал. И промедление грозит тем, что я могу вообще обездвижиться", – рассказывает Оксана Васильева.

Плановую и экстренную в институте не прерывали даже на день. Единственное изменение – госпитализируют больного теперь не в день операции, а за два дня. Дополнительное время нужно, чтобы взять у пациента необходимые анализы. И понять, инфицирован он или нет.

"Если выявляем ковид и требуется операция, то у нас есть стационар, куда можно перевести, они сами прооперируют или пригласят специалистов соответствующего профиля. И экстренные операции… Единственное, мы защищаемся априори, как будто пациент инфицирован. То есть, делаем так, чтобы если есть риск, предотвратить заражение", – сообщил Андрей Гринь, врач-нейрохирург, заведующий отделением неотложной нейрохирургии НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

Сейчас в день в институте проводят примерно шесть нейрохирургических операций. Врачи признаются: работать тяжело, логистика и дополнительные обследования отнимают время и силы. Но сокращать объемы помощи не планируют – ведь для некоторых пациентов любая отсрочка может стоить жизни.