Эрдоган объявил войну: лира упала из-за бойкота товаров из Франции

Эрдоган продолжил заочную полемику с Макроном по поводу планом Парижа бороться с исламским радикализмом. Президент Турции призвал бойкотировать французские товары. Но этот призыв пока лишь обвалил до рекордного минимума турецкую лиру. Масло в разгорающийся огонь противостояния двух стран подлили и многие страны Евросоюза.

"Антиисламские выпады лидера Франции угрожают нацбезопасности Турции", – президент Реджеп Тайип Эрдоган сегодня продолжил заочную полемику с Эманнуэлем Макроном на фоне планов Парижа бороться с сепаратизмом. Масло в разгорающийся огонь противостояния двух стран подлили и многие страны Евросоюза, которые ожидаемо встали на сторону Франции. Анкара в ответ призывает своих граждан и жителей арабского мира бойкотировать французские товары. Но пока получается бойкотировать лишь собственную экономику, турецкая лира 25 октября обновила очередной антирекорд.

Турецкий президент Реджеп Эрдоган давно в выражениях не стесняется и уже не скрывает личную неприязнь к Эммануэлю Макрону. Он обвинил его в развязывании кампании ненависти, сравнил это с преследованием евреев перед Второй мировой, назвал французские методы по борьбе с исламским сепаратизмом – исламофобией, и объявил Франции войну, пока что торговую. А заодно прошелся и по остальным европейским лидерам.

"Вы – фашисты, в истинном понимании этого слова! Вы самое настоящее звено в нацистской цепи! К сожалению, все эти нападки начались с провокации от французского лидера, которому нужно проверить свое умственное состояние. Я призываю людей – не приносите прибыль французским производителям, не покупайте их товары!" – призвал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Французский агропромышленный экспорт в 2019 году составил около 50 миллиардов евро – на Ближний Восток приходится чуть больше миллиарда, но направление в Париже считают стратегически важным, и призывают бизнес не поддаваться на турецкий шантаж. В соцсетях в то же время набирает популярность хэштег – #бойкотфранции, в арабских странах жгут французские флаги и портреты Макрона, появились фотографии с пустыми полками супермаркетов. Макрон отозвал посла из Турции и обозначил свою позицию в Twitter на трех языках – арабском, английском и французском.

"Мы никогда не сдадимся. Мы уважаем все различия между нами, следуя принципу мирного сосуществования. Мы не признаем риторику ненависти и будем защищать проведение разумных дискуссий. Мы всегда будем на стороне человеческого достоинства и общечеловеческих ценностей", – написал в соцсети Макрон.

Впрочем, методы его борьбы с радикальным исламом не встретили понимания и в самой Франции. Ультралевые из "Непокорной Франции" считают, что его шаги могут привести к гражданской войне.

"Вчера вечером президент по причинам, которые никто из нас не может понять, опубликовал серию твитов, он полностью потерял контроль над ситуацией, – считает депутат Национального собрания Франции Жан-Люк Меланшон. – Президенту Республики, вместо того, чтобы приходить сейчас просить поддержки, было бы хорошо подумать о том, какой будет его стратегия: Францию унижают, унижают и высмеивают, что он намерен делать, помимо твитов?"

Макрон пока смог заручиться поддержкой европейских коллег. Премьер Нидерландов Марк Рютте назвал слова Эрдогана неприемлемыми, канцлер Австрии Себастьян Курц сказал, что Анкара – партнер Франции по НАТО – еще больше отдаляется от ЕС. И даже обычно очень осторожные в высказываниях против Турции немцы, в этот раз не стали молчать.

"Мы выражаем поддержку Франции в том, что касается агрессивных высказываний президента Эрдогана в адрес президента Макрона. Я думаю, речь идет о низшей точке в отношениях между странами. Подобные заявления абсолютно неприемлемы", – констатировал министр иностранных дел Германии Хайко Маас.

Свое сожаление в связи с призывами бойкотировать французские товары выразила и Еврокомиссия.

Изначально страны ЕС планировали обсудить отношения с Турцией в декабре, но не исключено, что терпение одного из государств лопнет куда раньше. По правилам, можно требовать проведение экстренной встречи. Пока запроса не поступало, но во внешнеполитическом ведомстве Евросоюза подчеркнули, что обсуждение уже идет, и ситуация может измениться в течение нескольких часов.