Выставка академика: Евгения Васильева показала Екатеринбургу свое творчество

Искусствоведы поддержали. В Екатеринбурге открылась выставка Евгении Васильевой. Той самой, экс-фигурантки дела о хищениях в Оборонсервисе. Теперь рисует. И много.

"Мои стихи в моём исполнении". Свежий пост в Instagram (запрещена в РФ) Евгении Васильевой – той самой экс-фигурантки дела "Оборонсервиса", некогда осуждённой за многомиллионные хищения и мошенничество в особо крупном размере. Зато ныне – демонстрирующей недюжинные таланты совсем в другой сфере.

Тут и предельно свободные рифмы, и классическая музыка на фоне, и специфическое визуальное оформление в стиле чёрно-белой абстракции. Короче говоря – современное искусство. Впрочем, едва ли стоит удивляться – по крайней мере, если учитывать, что сейчас бывшая чиновница позиционирует себя именно, как вдохновенного художника-авангардиста и поэта.

В подтверждение – не только страница в соцсетях, но и первая региональная экспозиция. В Москве-то свои работы уже выставляла. А вот теперь – добралась до Екатеринбурга. Согласно анонсу, с сегодняшнего дня любой желающий может увидеть в Уральском центре искусств десятки картин, фотографий, скульптур и мультимедийных проектов разных лет.

Всё – разумеется, авторства Васильевой. А что конкретно из себя представляют экспонаты – и как их оценивают уральские искусствоведы?

О земном и небесном, о вечном и сиюминутном, человеческом и стихийном Евгения Васильева собрала целую экспозицию своих работ. Выставку назвали "Нонреализм или нереальная реальность", произведений в совершенно разных жанрах набралось на 4 зала галереи в Екатеринбурге. Работы созданы в разные годы, и по словам куратора, еще до коронавирусных событий художнице удалось предсказать и выразить на полотне те чувства, которые испытывали люди на карантине. Как-никак, у нее богатый опыт долгого пребывания дома.

"Творчество Евгении, безусловно, отличается большим колористическим даром… Знаете, у Евгении очень странный способ пользоваться языками искусства. И то, что она говорит при помощи своих фотографий, то, что она сообщает при помощи своего видео-арта, это очень необычно. Ее как будто с Луны прислали. И это очень здорово", – восхищена Елизавета Плавинская, искусствовед, куратор, художник.

Автор на вернисаж приехать не смогла. Плотный график – объясняют в галерее. Интересно, что Евгения Васильева выставляется давно, в том числе и за границей. А вот экспозиций в регионах России у художницы до сих пор не было.

"Она участвовала в международных аукционах, проводила международные выставки, участвовала в международных арт-ярмарках. Крупная проходила арт-ярмарка за рубежом, в Америке, Скоуп, она была там представлена", – рассказывает Александра Тиморина, куратор выставки.

Октябрь вообще выдался удачным для Васильевой-художницы. Всего 2 недели назад экс-чиновница стала почетным академиком Российской академии художеств. Много лет автор не привлекала к себе лишнего внимания, работы подписывала коротко – ЕВА. В аннотациях к ее многочисленным выставкам информация давалась скудная – родилась в 1979 году в Петербурге, художник, работает в области смешанных медиа.

"Ее творческий путь безусловно соответствует, и она является прекрасным художником, поэтому это не то, что человек был чиновником и стал просто рисовать, поэтому его приняли в Академию художеств. Это действительно у нее огромные заслуги", – заверил Василий Церетели, руководитель отделения новейших художественных течений Российской Академии художеств.

Она выставлялась даже на Венецианской биеннале, но отказаться от псевдонима решилась только в этом году, после выставки "Другие", которая развернулась на двух этажах Московского музея современного искусства. Свои работы Васильева начала презентовать, находясь под домашним арестом, тогда она осваивала множество языков, в том числе и язык пения, но видимо изобразительное искусство больше зашло лучше. Начав с примитивизма, Евгения сегодня уверенно творит в различных жанрах – пост-авангард, абстракция, а еще инсталляция и фотография. Одна из последних экспозиций завлекала посетителей рассказами о персонажах, выполняющих функцию волшебных проводников, и про птиц, и даже про сакральный опыт шаманских ритуалов. В общем, творчество столь обширно, что кураторское описание к нему оставило вопросы даже у бывалых искусствоведов.

"По какому принципу даются звания, за какие заслуги, это никому неизвестно, что за критерии – все это непонятно, вот если, допустим, Третьяковская галерея купит ее работы или Пушкинский музей, или Русский, или Эрмитаж – вот здесь уже будут серьезные вопросы, потому что Академия Художеств и эти институции – это абсолютно разные вещи. Никто не может вынести вот такое суждение, открытие, закрытие, мериться здесь величинами, в арт-среде, она сделала пока еще недостаточное количество значительных выставок и работ", – считает Дмитрий Гутов, художник, историк искусств.

И хотя Евгения Васильева признана Российской Академией художеств, в народе, как художница, широкой известности пока не получила. Пока что большая часть аудитории, если спросить про творчество бывшей чиновницы, скорее вспомнит аленькие тапочки, розовый закат.